Содержание
-
«Проектирование образовательной среды в познавательно – исследовательской деятельности»
Орлова Л.Н.
-
Гипотеза На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. ФГТ ориентирует дошкольное образование «не на формальную результативность, а на поддержку способности ребенка к самореализации здесь и сейчас», что ведет к переосмыслению и изменению предметно-развивающей среды.
-
Принципы построения развивающей среды познавательно -исследовательской деятельности 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2. Принцип активности; 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды; 8.Принцип учета половых и возрастных различий детей. 7. Принцип открытости-закрытости; 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
-
Факторы, влияющие на проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности 1. Антропометрические факторы; 2. Психологические факторы; 3. Психофизиологические факторы; 4. Зрительные ощущения; 5. Слуховые ощущения; 6. Тактильные ощущения; 7. Физиологические факторы.
-
Памятка воспитателям при оформлении развивающей среды познавательно -исследовательской деятельности 1. Избавляться от загромождения пространства монофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; 2. Создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук, роста и предметного мира взрослых; 3. Исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитания этой среды.
-
Перечень оборудования для познавательно-исследовательской деятельности Игрушки-головоломки; Объемные головоломки; «Проблемный ящик»; Головоломки и лабиринты; Рамки-вкладыши; Набор объемных геометрических тел; Набор разноцветных палочек с оттенками; Набор кубиков с цветными гранями; Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п.; Платформа с колышками и шнуром; Чудесный мешочек с набором объемных тел.
-
Рекомендации воспитателям по обогащению развивающей среды в познавательно -исследовательской деятельности Организация центра «Мы познаем мир»; Организация мини-музеев: «Сказок», «Кукол», «Магнитов»; Коллекция часов, монет, фантиков, открыток, значков; Познавательные игротеки: экспериментальное исследование, дидактические игры; «Уголок знаний»: коллекции альбомов, фото, тематические подборки, журналы опытов; Мини-лаборатория»: микроскоп, центр воды и песка; Речевая игротека»: картотека пословиц, поговорок по тематике мини-музеев.
-
Проектирование Мини - музеев Примером педагогического проектирования и уникальным средством обеспечения сотрудничества и способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является организация мини-музеев. Это прежде всего создание развивающей среды в группе как средства активизации познавательных интересов, воспитания положительных черт личности, общей культуры и исследовательской деятельности дошкольников
-
Созданиемини-музееввдетскомсаду насегодняшнийденьоченьактуально. Этосвязано, во-первых, стем, чтомыживемврегионе, удаленномоткультурныхцентров, гдеразмещенобольшееколичествомузеев; во-вторых, многиеродителисчитаютчто, дошкольникамещеранопосещатьтакиеучреждения, ипоэтомуродителямнеприходитвголовуидеятакойэкскурсии. Конечно, вусловияхдетскогосаданевозможносоздатьэкспозиции, соответствующиетребованияммузейногодела. Поэтомумыназвалиих «мини-музеями». Этоназваниевнашемслучаеотражаетивозрастдетей, длякоторыхонипредназначены, иразмерыэкспозиции, иопределеннуюограниченностьтематики. Важнаяособенностьэтихэлементовразвивающейсреды — участиевихсозданиидетейиродителей. Дошкольникичувствуютсвоюпричастностькмини-музею: ониучаствуютвобсужденииеготематики, приносятиздомаэкспонаты. Внастоящихмузеяхтрогатьничегонельзя, авотвмини-музеяхнетолькоможно, ноинужно! Ихможнопосещатькаждыйдень, самомуменять, переставлятьэкспонаты, братьихврукиирассматривать. Вобычноммузееребенок — лишьпассивныйсозерцатель, аздесьон — соавтор, творецэкспозиции. Причемнетолькоонсам, ноиродители. Каждыймини-музей — результатобщения, совместнойработывоспитателя, детейиихсемей. «Мини-музей» расширяеткругозордошкольников, даетвозможностьобогатитьзнаниядетейобокружающеммире. Цельсозданиямини-музея - этообогащениевоспитательно-образовательногопространствановымиформамиработысдетьмииихродителями. Длядостиженияданнойцелинамнеобходиморешитьзадачи, которыеопределяютсятемой, содержаниеминазначениеммини-музея.
-
Всюработупосозданиюмини-музеевможноразделитьнатриэтапа: Подготовительныйэтап Этапреализаци проект Обобщающий этап
-
Рассмотримпоподробнеекаждыйэтапсозданиямини-музея. Подготовительныйэтап предполагаетопределеннуюсхемупостроенияпроекта. 1. Вначалеработынеобходимо определитьтемумини-музея, например, «Музейопавшихлистьев», «Музейводы», «Музейвоздуха». 2. Разработатьмодельилисхемубудущегомузея. Этонезначит, чтонужнопривлекатьпрофессиональныхархитекторовилихудожников, этозначит, чтопедагогамнадовключитьсвоюфантазиюи, конечно, необходимопривлечьродителейидетей. 3. Выбратьместо, вкоторомонбудетнаходиться (групповоепомещение, раздевалка, холлы, помещениядлядополнительныхзанятий) 4. Определитьсодержаниеэкспозиции: надопродумать, какоеоборудованиевыбудетеиспользоватьприсозданиимини-музея, какиематериалывампригодятся, какиеэкспонатывыбудетевыставлять, накакиепредметыобратитеособоевниманиеит.д. 5. Рассмотретьвариантыучастиявсозданиимузеядетейиродителей. Например, напервомэтаперодителиявляютсяосновнымиисточникамиорганизациимузея; навтором – принимаютучастиевизготовленииновыхэкспонатов, организуютэкскурсиивместеспедагогом, проводятбеседысдетьмиит.д. 6. Определитьперспективыразвития. Например, впервуюнеделюнеобходимовнестивэкспозициютеизмененияидополнения, которыепомоглибынаиболееполнораскрытьтемуиспособствовалиреализациипоставленнойцели. Вовторуюнеделювыпредполагаетерассмотретьвопросы, связанныеспроисхождениемэкспонатов, следовательно, необходимоиизменениесодержанияэкспозиции. Ведущейформойработымузеяявляетсяэкскурсия. Экскурсиимогутбыть Обзорныеэкскурсии. Они, какправило, предполагаютознакомлениедетейсдостаточноширокимкругомэкспонатов. · Тематическиеэкскурсиипредполагаютзнакомстводошкольниковсопределеннойтемой. · Научно-просветительскиеэкскурсиинаправленынаболееуглубленноеизучениекакой-либотемы.
-
Следующийэтап - этапреализациипроекта. Приорганизациимини-музеяследуетпомнить, чтосодержание, оформлениеиназначениемини-музеяобязательнодолжноотражатьспецификувозрастадетейопределеннойгруппы. Например, мыхотимсоздатьмини-музей. Во-первых, мыопределяемтему. Пустьбудетмини-музей «Моялюбимаякнижка». Далееопределяемцельсозданиямини-музея: этознакомстводошкольниковсразличнымикнигами, историейихсоздания, значениемвжизничеловека, воспитаниеинтересакчтению. Чтомыможемсделатьнапервомэтапе? Можемлимыбыстроорганизоватьмузей? Конечно, можем. Надопредложитьдетямпринестисвоилюбимыекниги, обратитьсязапомощьюкродителям. Следующимнашимшагомбудетсозданиеэкспозиции. Центромэкспозицииможетстатьизображениекнигииособымобразомоформленнаянадписьсегоназванием. Вокругкомпозиционногоцентранаподставкахиполочкахможнорасставить разнообразныевидыкнигидругиеэкспонаты. Походуработымини-музеяэкспозициябудетпополнятьсяирасширяться. Этодаетнамвозможностьпознакомитьдетейсисториейвозникновениянетолькокниги, ноисамойписьменности, узнать, начемписаливдревности, чемписали, каксоздавалисьпервыекниги, какделаюткнигисегодня. Атакжевмузееможноорганизовать «Библиотеку», «Книжкинубольницу» иуголоксамостоятельнойдеятельности «Сделайсам».
-
Итак,музеймысоздали, теперь необходимоподвестиитоги: · Чтобылосделано? · Чтопонравилосьбольшевсего? (субъективныйвыборребенка) · Чтоновогоузнали? · Чтохотелибыещеузнать? · Скемможемподелитьсяполученнымизнаниями? Припостроенииэкспозициимини-музеянеобходимоучитыватьосновныепринципы: · Принципнаучности: любаяэкспозициядолжнастроитьсянанаучнойоснове. · Принциппредметности: основуэкспозициисоставляютподлинныепредметы, которыеяркохарактеризуютэпоху, образжизни, деятельностьлюдейипр. · Коммуникативно-информационныйпринцип: дизайнэкспозициидолженбытьтаким, чтобызаключеннаявнейинформациялегковоспринималасьдетьмиразличноговозраста. · Принципконцентричности: толькоединичныеэкскурсиинемогутприобщитьдетейдошкольноговозрастакмузейнойкультуре. Припостроениицикланеобходимоучитыватьэтотпринцип, т.е. каждыйпоследующийэтапподготавливаетсяпредыдущимиобеспечиваетпереходкболеесложнопоследующемуэтапу.
-
Длятогочтобысоздатьмини-музейнамнеобходимоопределитьсясместомегорасположения. Хорошо, чтовнашемдетскомсадуимеютсясвободныепомещениядляорганизациимини-музеев. Темнеменее, ивсамыхстесненныхусловияхприжеланииможнонайтиуголокдлянебольшойэкспозиции. Дажекартоннаяширма-раскладушка, расположеннаявраздевалке, поможетвыделитьместодлямаленькогопередвижногомузея. Рассмотримнескольковариантоврасположениямузеев. Во-первых, это групповыепомещения. Этотвариантпредоставляетвозможностьвыстраиватьматериалмузеяпостепенно, помереполученияновойинформации. Воспитательможетвлюбоевремяобратитьсякматериаламмузея, адетигруппыпожеланиюрассматриватьэкспонаты, обсуждатьихособенности, задаватьвопросыпедагогу, использоватьнекоторыеэкспонатыдлярежиссерскихигр, пользоватьсядидактическимииграмиипроводитьсамостоятельныеисследованиязаэкспериментальнымстоликом. Однакорасположениемини-музееввгруппахимеетисвоиминусы: постоянныйдоступкмузеюполучают детитолькооднойгруппы. Удаленностьотраздевалкиограничиваетсвободноеобщениедетейсродителямипотемаммузея. Крометого, родителидетейдругихгруппнеимеютполногопредставленияоработедетскогосада.
-
Во-вторых, мини-музейможноорганизоватьв раздевалке. Еслипозволяетплощадь, товариантразмещениямини-музеявраздевалкеимееттакиежепреимущества, чтоимузейвгрупповойкомнате. Крометого, удетейпоявляетсявозможностьобщениясродителямипотемемузея. Недостатки — теже. В-третьих, этомогутбыть помещениядлядополнительныхзанятий. Соднойстороны, помещениядлядополнительныхзанятийидеальноподходятдляразмещениянекоторыхвидовмини-музеев. Например, визостудии, напервыйвзгляд, вполнеуместенмини-музей. Нолюбаяизостудияитакнасыщенапредметамитакогорода. Идлятого, чтобмузейнесливалсясобщимфоном, выделялсяипривлекалвниманиедетей, педагогунеобходимопроявитьбольшиедизайнерскиеспособности. В-четвертых, это холлы. Вэтомвариантемини-музеинаходятсявобщедоступныхместах, чтодаетвозможностьпосещатьихвлюбоеудобноедлявоспитателявремя. Рассматриватьэкспозициюмогутвсеродители, втомчислеиндивидуально, сосвоимидетьми. Мини-музейдаетстимулдляобщения. Втожевремяоткрытыйибесконтрольныйдоступкмузеюограничиваетвозможностьпредставлениявнемредкихиценныхэкспонатов (даинеоченьценные, случается, пропадают).
-
Мини-музеивдетскомсадупозволяютвоспитателямсделатьслово «музей» привычнымипривлекательнымдлядетей. Экспонатымогутбытьиспользованыдляпроведенияразличныхзанятий, дляразвитияречи, воображения, интеллектаиэмоциональнойсферыребенка. Конечно, присозданиимини-музеямыможемстолкнутьсясопределеннымитрудностями, такимикак: недостаточнаяматериальнаябаза, высокиетребования, предъявляемыекпедагогу (аименно, воспитательдолженпопробоватьсебявролидизайнера, художника, экскурсовода, музееведаиисторика). И, темнеменее, воспитательноеипознавательно-развивающеезначениеданноговидаработынельзянедооценивать. Постоянноеобогащениепредставленийобокружающемновымивпечатлениямиизнаниями, умениеработатьвгруппе, находитькомпромиссныерешения, практическиенавыкиречевогообщения, развитиелюбознательностиигордостизарезультатысвоеготрудаперевешиваюттетрудности, скоторымимыможемстолкнуться. Ивзаключениихотелосьбыпроизнестинароднуюмудрость: «Ктохочет – ищетвозможности, ктонехочет – ищетпричины»
-
Мини-музей «Куколок»
-
Мини-музей «Волшебные пуговицы»
-
Анкета для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников дома» 1. В чем проявляется познавательно-исследовательская активность Вашего ребенка? 2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? 3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, никогда.) 4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5. Делится ли ребенок с Вами результатами исследования (открытиями)?
-
Поиск информации Информационные ресурсы Интернет- ресурс Энциклопедический словарь «Пуговицы» справочник для коллекционеров Художественная литература
-
Образовательные области Интеграция образовательных областей на этапе исследовательской деятельности «социализация» «познание» «коммуникация» «чтение худ. литературы» «художеств. творчество» «труд» «здоровье»
-
Формы работы с детьми
Факты из истории пуговицы Создание коллекции Дидактические игры Способы пришивания Интернет-музей Пословицы и поговорки Исследовательская деятельность
-
Формы работы с родителями.
Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами; Оформление наглядной информации: Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка»; Памятка: «Как поддержать интерес детей к познавательной деятельности»; Рекомендации: «Поиграйте с детьми дома».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.