Содержание
-
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
-
Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, представления, воображение, внимание, мышление, речь. Психические эмоционально-волевые процессы: эмоции и чувства, воля.
-
Психика (греч. psychikos - душевный) – продукт функционирования высокоорганизованной материи (мозга), проявляющийся в субъективном отражении объективной реальности. Объясняя ее природу, отечественная психология исходит из закона, открытого Ч.Дарвином. Его суть заключается в том, что эволюция живых существ и появление в результате человека осуществлялась на основе изменчивости всего живого, а также наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора.
-
Уровни физиологического развития
1- этап - раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.
-
2 этап- чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.
-
3 этап. Ощущения- отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.
-
4 этап– восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.
-
Этапы видов психической деятельности
1-й этап. Рефлекс– закономерная ответная реакциеяорганизма на действие определенного раздражителя. 2-й этап. Безусловный (условный) рефлекс. 3-й этап. Инстинкт- совокупность врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. 4-й этап. Навык - способность легко менять формы поведения.
-
Эволюция психики
1 этап. Сенсорные(лат. sensus – ощущение)процессы. 2этап. Перцептивные (лат. perceptio – восприятие) процессы. 3 этап. Рассудочное поведение - такая формы поведения, при которой решение задач производится на основе отражения связей и отклонений между предметами и явлениями объективного мира.
-
Сознание представляет собой высший уровень психического отражения человеком окружающего мира, выступающего как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов и предвосхищающего его практическую деятельность.
-
Самосознания по своей сути - это относительно устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная система представления человеком самого себя, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.
-
Психика, поведение и деятельность
Поведение рассматривается как целеориентированная активность организма (психики) в интересах осуществления контакта с внешним миром.
-
. Психические процессы как основа функционирования психической сферы человека.
Познавательная деятельность - необходимая составная часть жизни человека, условие его формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной и другой деятельности, играющей определенную роль в обществе, коллективе. Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира.
-
Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.
-
Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.
-
Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.
-
Психические образования личности
Психические образования - это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.).
-
ВИДЫ ЗНАНИЙ
-
Навык – это автоматизированное (доведенное до автоматизма) действие, выполняемое под общим контролем и оценкой сознания (сопровождаемое сознанием). Этапы: аналитический (вычленение и отбор отдельных элементов действия), синтетический (объединение отдельных элементов в одном действии), автоматизации (многократного повторения действия с целью придания ему необходимой скорости и качества, а также снятия напряжения сознания).
-
Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания.
-
Вида навыков и умений:
начальные умения, представляют собой первичное самостоятельное применение знаний в практической деятельности. простые навыки - это уже несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, т.е. вначале выполняется действие, правильность которого в последующем контролируется сознанием.
-
Простые навыки делятся на несколько подвидов:
1. 2 3 4 Какие? Назовите и опешите.
-
сложные навыки, характеризуются как усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающее достаточную эффективность деятельности человека. сложные умения, трактуются как комплексное действие, выполняемое в любых условиях деятельности под особым контролем (планированием и оценкой результата) сознания.
-
Психические свойства личности
Психические свойства личности - это устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны.
-
Направленность – это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Потребности – нужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).
-
Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей)- закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.
-
Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.
-
Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.
-
Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.
-
Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.
-
Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).
-
Классификация черт характера
по отношению: к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист; по силе – сильный и слабый; по эмоциональным чертам – уравновешенный и неуравновешенный и т.д..
-
Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. Способности – это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки – это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
-
Виды способностей - частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.
-
Уровни способностей неспособность – несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности; простая способность – соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности; одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности; талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности; гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
-
Заключение
Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей. В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков подчиненного персонала и коллег, но и для эффективного управления их совместной профессиональной деятельностью.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.