Содержание
-
Психологияи педагогика
-
Общие сведения по дисциплине
2 Название Психология и педагогика Читается для специальностей 210405 – радиосвязь, радиовещание и телевидение 031901 Теология Важность изучения дисциплины Программа курса «Психология и педагогика» ставит целью познакомить студентов с современными представлениями о сущности человека, особенностями его психики и возможностями воспитания и обучения. Формирование готовности студентов к применению научных психолого-педагогических знаний в повседневной практике, в том числе в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Данный курс призван обеспечить не только хорошие знания будущим специалистам, но и умение использовать их в деятельности и общении, убежденность в преимуществе научно-обоснованной ориентировки в жизненных ситуациях по сравнению с ситуативной, эмоциональной Сфера профессионального использования Специалисту необходимо использовать полученные знания в своей работе с людьми различных социальных характеристик в различных ситуациях, что обеспечивается знаниями студента: системы возрастных, индивидуальных особенностях человека; закономерностей психического развития; социальных и биологических факторов развития; факторов, способствующих личностному развитию; технологии психологической диагностики.
-
Краткое описаниедисциплины
3 Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать: - повышению общей и психолого-педагогической культуры, - формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности, - умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, - самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, - самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей Предметом «Психологии и педагогики» является внутренний, субъективный мир человека, человек в проявлениях своих индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных свойств; в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми. В курсе «Психология и педагогика» предпринята попытка целостного взгляда на реальность человеческого бытия во всех его измерениях. Для изучения курса предусмотрены лекционные и практические занятия. Смысл практических занятий видится в формировании у студентов умения проецировать психологические знания на познание особенностей собственной личности и индивидуальности, используя при этом разные методы изучения, а также на педагогическую деятельность; каждая тема в той или иной степени затрагивает вопросы педагогического характера, личность учителя, общений с детьми, самообразование.
-
Цели и задачи преподавания дисциплины
4 Цели Программа курса «Психология и педагогика» ставит целью познакомить студентов с современными представлениями о сущности человека, особенностями его психики; основными педагогическими понятиями; методами воспитания и обучения.. Формирование готовности студентов к применению научных психологических знаний в повседневной практике, в том числе в условиях повышенной эмоциональной напряженности. Данный курс призван обеспечить не только хорошие знания будущим специалистам, но и умение использовать их в деятельности и общении, убежденность в преимуществе научно-обоснованной ориентировки в жизненных ситуациях по сравнению с ситуативной, эмоциональной. Задачи Формирование у студентов понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие человеческой реальности. Осмысление понимания духовной и душевной жизни человека, сложностей внутреннего мира человека. Сформировать у студентов интерес к познанию другого человека и самопознанию, стремление к использованию. Этих знаний в будущей педагогической деятельности.
-
Место дисциплины среди смежных дисциплин
5 Раздел 1 «Психология» посвящен изучению психологии. В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ее аспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия.
-
Начальные знания
6 Студенты должны обладать навыками работы с научной литературой. Уметь анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию по различным темам. Иметь навык систематизирования знаний, логического обоснования. У студентов должны быть элементарные знания по биологии, физиологии и анатомии человека.
-
Итоговые знания, умения и навыки
7 1. Овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития. 2. Приобретение опыта анализа проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности. 3. Приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
-
Содержание лекционного курса
8 Раздел 1. Психология Тема 1. История становления психологической науки. Тема 2. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память. Тема 3. Познавательные процессы: внимание, мышление. Тема 4. Психологическая характеристика личности. Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности. Раздел 2. Педагогика Тема 6. Основные категории педагогики. Тема 7. История становления педагогического знания. Тема 8. Основы общей дидактики. Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
-
Тема 1. История становления психологической науки.
9 Мы познакомимся с историей становления психологии как науки, рассмотрев этапы ее развития. Раскроем суть материалистического, идеалистического понимания сущности психики. Рассмотрим историю формирования различных направлений психологии. Рассмотрим взаимосвязь психологии с другими науками: и гуманитарными, и естественными, и техническими. Ознакомся с предметом и задачами современной психологии, понятием методологии науки. Рассмотрим различные группы методов психологии. Получим представление о развитии психической формы отражения. Ее эволюционного изменения от простейших форм до самых сложных – человекообразных обезьян и человека. Выделим различия в психическом развитии высших животных и человека. рассмотрим головной мозг как основной орган психики, которая является его свойством, а также рассмотрим строение головного мозга.
-
Перечень вопросов по теме 1
10 Житейская и научная психология. Основные этапы в истории становления психологии. Психология – наука о душе. Взаимоотношения души и тела. Современные взгляды на природу души. Психология – наука о сознании. Психология – наука о поведении. Задачи бихевиоризма. Психология – наука о закономерностях, механизмах и свойствах психики. Строение, задачи, предмет и объект современной психологии. Место психологии в системе наук. Различные направления в психологии: психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая, гештальтпсихология. Современное состояние отечественной психологии. Культурно-историческая теория. Категории отражения и деятельности. Понятие о методе. Специфика научных методов познания. Методы психологии. Психика как свойство живой материи. Понятие отражения. Формы и уровни отражения. Происхождение психики. Эволюция психики животных. Головной мозг и психика. Основные психические процессы. Развитие психики человека в онтогенезе и филогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Проблемы биологического и социального в развитии. Развитие как присвоение культурно-исторического опыта.
-
Тема 2. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память
11 Мы познакомимся с психическими познавательными процессами такими, как ощущение и восприятие. Рассмотрим виды ощущений, их познавательную способность, различные виды анализаторов и их свойства. Рассмотрим восприятие с точки зрения активности данного психического познавательного процесса, выделив его свойства, различные виды. Получим представление о психическом познавательном процессе – памяти. Рассмотрим ее физиологические основы, виды, механизмы и процессы: запоминания, сохранения, накопления, воспроизведения, забывания.
-
Перечень вопросов по теме 2
12 Понятие ощущения. Ощущения как простейшая форма психического отражения. Виды ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Понятие восприятия. Восприятие как система перцептивных действий. Функции восприятия в познании. Зависимость восприятия от прошлого опыта и характера деятельности. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдательность. Развитие ощущений и восприятия в онтогенезе. Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Механизмы опыта. Виды памяти. Виды памяти. Мнемонические процессы. Запоминание и действие, кратковременное и долговременное запоминание, оперативное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание. Сохранение.
-
Тема 3. Познавательные процессы: внимание, мышление
13 Мы познакомимся с психическим познавательным процессом – вниманием как избирательной активностью и сосредоточенностью психической деятельности. Рассмотрим виды, качества и функции внимания, а также факторы, способствующие привлечению внимания. Познакомимся с психическим познавательным процессом – мышлением как высшей формой познавательной деятельности человека. Рассмотрим различные классификации видов, форм мышления. Раскроем значение мышления в так называемом узком понимании в науке: процесс решения задач и процесс формирования умственных действий.
-
Перечень вопросов по теме 3
14 Понятие внимания. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Сравнительная характеристика видов внимания. Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность, объем. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание. Установка и внимание. Развитие внимания в онтогенезе. Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Виды и операции мышления. Понятие и представления. Суждение. Умозаключение. Виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление. Рефлексия. Процесс формирования умственных действий. Усвоение понятий. Влияние особенностей личности на мышление. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Развитие мышления в онтогенезе.
-
Тема 4. Психологическая характеристика личности
15 Мы познакомимся с различными понятиями, определяющими человеческое существо такие, как человек, индивид, личность. Рассмотрим особенности развития личности, ее общественные характеристики, а также проблему биологического и социального в ее становлении. Раскроем структуру личности, рассмотрев различные научные взгляды на данную проблему. Дадим характеристику понятиям сознания и самосознания. Мы рассмотрим проблему способностей в психологии как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения данной деятельностью. Рассмотрим общие и специальные способности. Задатки и способности, а также развитие способностей в онтогенезе. Познакомимся с методами диагностики способностей, их качественной и количественной характеристикой.
-
Перечень вопросов по теме 4
16 Понятие личности. Психологическая структура личности. Различные концепции личности. Направленность личности, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации, личностные смыслы. Самосознание и Я-концепция личности. Структура самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Роли, позиции и социальные установки личности в группе. Социализация и развитие личности. Механизмы развития личности. Понятие способностей. Способности как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Структура способностей. Общие и специальные способности творческие. Талант. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Формирование способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Способности и задача трудоустройства. Психодиагностика способностей.
-
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности
17 Мы познакомимся с понятием темперамента как совокупностью индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Рассмотрим физиологические основы темперамента и тип высшей нервной деятельности. Дадим психологическую характеристику типам темперамента, рассмотрим проявление темперамента в личностных свойствах человека. Познакомимся с характером как индивидуальным сочетанием устойчивых психических особенностей человека, с его структурой и типологией. Рассмотрим различные типологии акцентуаций характера, возможности изменения характере в онтогенезе.
-
Перечень во просов по теме 5
18 Понятие темперамента. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Современные подходы к характеристике типов темперамента. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Проблемы изменчивости темперамента в онтогенезе. Изучение свойств темперамента. Понятие о характере. Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека. Структура характера. Черты характера и отношения личности (к деятельности, к другим людям, к самому себе, к вещам). Характер как программа типичного поведения человека в типичных обстоятельствах. Природа и проявления характера. Характер как психологический склад личности, выраженный в направленности и воле. Многогранность характера. Целостность характера. Характер и темперамент. Формирование характера в онтогенезе. Акцентуации характера.
-
Тема 6. Основные категории педагогики
19 В шестой теме раздела характеризуются объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Дается представление о структуре педагогики, ее связи с другими науками. Раскрываются такие категории педагогики как: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача
-
Тема 7. История становления педагогического знания
20 Седьмая тема курса целиком посвящена рассмотрению истории становления педагогики, проблемам воспитания, развитию педагогических идей, педагогической теории и практики, как в отечественной науке, так и за рубежом.
-
Тема 8. Основы общей дидактики
21 В данной теме Вы познакомитесь с проблемой построения содержания образования, с описанием и классификацией принципов, методов и организационных форм обучения.
-
Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе
22 В данной теме рассматриваются вопросы воспитания как специально организованной деятельности по достижению целей образования. Цель и задачи гуманистического воспитания. Сущность личности в гуманистическом воспитании. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Представление о самовоспитании как психологической саморегуляции. Самооценка и ее роль в самовоспитании. Самовоспитание личности. Необходимость непрерывного самообразования в современном мире.
-
Практикум по дисциплине
23 По 1 разделу «Психология» Семинарское занятие №1 Семинарское занятие №2 Семинарское занятие №3 По разделу 2 «Педагогика» Семинарское занятие №1 Семинарское занятие №2 Семинарское занятие №3 Семинарское занятие №4
-
Контрольные мероприятия
24 Текущий контроль Выполнение рубежных тестов по каждой теме Ответы в форуме Итоговый контроль Итоговый тест Наличие портфолио Зачет
-
Оценка качества знаний студентов
25 «Зачет» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого увязывается теория с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи; который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. «Не зачет» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические работы. Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему. Студент должен владеть высоким уровнем психологический диагностики. Методами психокоррекции умениями решать психолого-педагогические проблемы на уровне теоретических задач и психолого-педагогической практики. Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который знает только основной программный материал, но не усвоил его деталей, допускает в ответе неточности, недостаточно правильно формулирует основные законы и правила, затрудняется в выполнении практических задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические работы.
-
Глоссарий
26 Антропоморфизм — перенесение Присущих человеку свойств и особенностей на явления природы, например наделение животных человечески-ми способностями и качествами. Бессознательное — характеристи-Ка Психологических свойств, процесса и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Зоопсихология — отрасль психологии, изучающая развитие психики животных. Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения. Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Подсознательное — совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Панпсихизм — ошибочная теория, наделяющая психикой всю материю. Психика — свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека. Раздражимость — свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы — изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Чувствительность — способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.
-
Список литературы
27 Основная Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т 2, М., 1982 . Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М. - 1996. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992. Грановская Р.М. Психология в примерах. – М. – 2002 . Немов Р.С. Психология. – Т. 1. – 1995 . Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 Рубинштейн С.Л. Избранные психологические произведения. М., 1993 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – 1999. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. Дополнительная Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. – М. – 1997. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. – М. – 1996. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М. – Владос. – 2003. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л. – 1992. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М. – 1994. Квинн. В. Прикладная психология. – СПб. – 2001. Крыско В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М. – 1998. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – 1977. Общая психология. Учебник для вузов. – Саратов. – 2003. Общая психология: Курс лекций./ Сост. Е.И. Рогов. – М. – 1995. Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога. – 2-е изд., дораб. – М. – 1996. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. – М. – 1996. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. – 2002. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М. – Экзамен. – 2005. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т. – М. – 2002. Психология. Словарь/ Под обшей ред. А.В. Петровского. – М. – Политиздат. – 1990. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс. – 2002. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара. – 1998. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – Учебное пособие. – М. – 1996. Хрестоматия по общей психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. – М.- 1981. Периодическая литература Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. //Вопросы психологии 1991, N 2. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. //Вопросы психологии 1990, N 4. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход. //Вопросы психологии 1992, N 3-4 Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. //Человек. 1994, N 5 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. //Вопросы психологии 1995, № 2
-
Internet-ресурсы
28 Internet-ресурсы www.zipsites.ru./psy/ www.forum.myword.ru http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/ http://www.psychol.ras.ruhttp://psychology.ru http://psychology.net.ru http://www.psycho.all.ru http://www.voppsy.ru Вспомогательные электронные ресурсы Электронный учебное пособие «Психология человека» автор Гребнева В.В. http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/
-
Самостоятельная работа
29 Подготовка к семинарским занятиям Ответы на вопросы в форуме Подготовка портфолио – психологического портрета из предложенных методик к семинарским занятиям Ответы на рубежные воросы к каждой теме лекционного курса
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.