Содержание
-
ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА
Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования«Свердловский областной педагогический колледж» Екатеринбург, 2011 Новикова Светлана Геннадьевна
-
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует жертв. П.Буаст
-
Раннее детство
от 1 года до 3 лет
-
Важнейшие новообразования возраста
Овладение предметной деятельностью; Овладение прямой походкой; Развитие речи (активная речь); Наглядно-действенное мышление; Сознание «Я сам»; Предметная игра
-
Ведущий вид деятельности
Предметно-манипулятивные действия
-
Схема развития предметного действия в раннем детстве
-
Действия бывают…
орудийные соотносящие цель – приведение 2 или нескольких предметов в определенное пространственное соотношение один предмет употребляется для воздействия на другой
-
Распределите действия
нанизывание колец пирамидки накрывание коробки крышкой манипулирование молотком складывание матрешки действие ложкой расчесывание волос расческой одевание перчатки орудийные соотносящие
-
Этапы развития действий с предметами:
неспецифические манипуляции с предметами без относительно свойств предметов: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, размахивает, постукивает); специфические манипуляции с предметами: ориентация на свойства предметов (погремушкой гремит, бумагу мнет) собственно-предметные действия (2 год)
-
Раннее детство – сензитивный период для развития речи
Конец первого года жизни – автономная речь (от 4-5 до 30-40 слов) к 1,5 года – примерно 100 слов к концу 2 лет – примерно 300 слов 3 года – примерно 1500 слов
-
Главные направления усилий по активизации речи ребенка
Обратить внимание на типичные интересы ребенка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослыми (деловой или эмоциональный) Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно, не слишком тихо, добиваться от него внятного произношения; Больше говорить!!! Рассказывать сказки, читать стихи и т.д. Стимулировать стремление ребенка заговорить
-
Развитие грамматического строя речи:
ребенок улавливает смысл согласования суффиксов, приставок и окончания формируется фонематический слух, способность адекватно усваивать, производить звуки родной речи
-
Причины задержки речевого развития
Внутриутробная патология (гипоксия плода); Вирусные и эндокринные заболевания матери; Травмы плода; Резус-несовместимость матери и плода; Большой прием различных лекарств во время беременности; Алкоголизм; Курение; Наркомания; Наследственные факторы; Неблагоприятные состояния при родах; Неблагоприятные бытовые условия, пребывание в дезадаптированной по социальному благополучию семье
-
Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития:
Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит; Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий; Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы; Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится; Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет новые слова; Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов; Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама; Если ребенок использует речь не для коммуникации - например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту; Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).
-
Формы нарушения речи
(нарушения устной речи) Дисфония (расстройство голосо-образования), Тахилалия (патологически быстрый темп речи), Брадилалия (замедление речи), Заикание (расстройство ритма речи), Дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе), Дизартрия (расстройство членораздельной речи), Ринолалия (дефект звукопроизношения-гнусавость), алалия (отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга.) , (нарушения письменной речи) дисграфия, частичное нарушение письма (преимущественно — почерка)
-
Задачки по теме:
Коля (2г. 5мес.) охотно играет с такими игрушками, как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине, цвету, учила правильно нанизывать кольца. Научившись играть с пирамидкой, Коля так же охотно играет с вкладышами. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше, меньше, равно» и т.д. в соответствии с действиями. А в семье Светы (2г.8мес.) подобные игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент реагирует активно, но быстро теряет интерес к игрушке. В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам? Дайте психологическое обоснование действий Колиной мамы. Мама поднесла своего сына Сашу (1г 2мес) к зеркалу. Узнает ли себя Саша в зеркале? Под влиянием каких действий взрослых происходит узнавание себя?
-
Тесты на проверку:
Словарный запас ребенка достигает 100 слов примерно: в 1 год; в 1,5 года; в 2 года; в 3 года
-
Застегивание пуговицы - это соотносящее действие; орудийное действие;
-
Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе; патологически быстрый темп речи; расстройство членораздельной речи; частичное нарушение письма
-
Молодцы!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.