Содержание
-
Однажды к Сократу пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого». Познание и знание
-
Прочитайте текст с. 56 и выпишите сущность философских учений, приведенных в тексте.
-
Мы видим мир не таким, какой он сам по себе, а таким, каким его должны видеть в силу своей чувственной организации.
-
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Субъект познания Объект познания Самопознание - и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценка Рефлексия - процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни.
-
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой.
-
Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами: неожиданностью решения поставленной задачи; неосознанностью путей и средств ее разрешения; непосредственным характером постижения истины.
-
Научное познание ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым; трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных; ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
-
Основные принципы научного познания: Принцип причинности (все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки — установить эти связи); Принцип истинности научного знания (если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.); Принцип относительности научного знания (любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени).
-
методы, используемые в процессе эмпирического познания метод наблюдения; метод эмпирического описания; метод эксперимента. виды эксперимента: исследовательский (поисковый) - обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов; проверочный (контрольный) - осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез; физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.;
-
методы, используемые в процессе теоретического познания мыслительный эксперимент - ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. метод гипотезы - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. построение научных теорий - логически непротиворечивых описаний явлений окружающего мира, которые выражены особой системой понятий.
-
Социальное познание совпадение субъекта и объекта познания. получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания начинается с установления социальных фактов. объект познания достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии; ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент. три вида социальных фактов: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
-
конкретно-исторический подход к социальным явлениям. изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Исторические закономерности - общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений
-
социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. четыре их основных типа (вида) социальных прогнозов : поисковые, нормативные, Аналитические, прогнозы‑предостережения.
-
истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются
-
Основной критерий истины - практика. (активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром). а) целенаправленность; б) предметно‑чувственный характер; в) преобразование окружающей действительности. Классификации: I а) общественно‑производственная ; в) научно‑экспериментаторская; г) врачебная, или медицинская; д) семейно‑бытовая, или повседневно‑хозяйственная. II По полученным результатам : созидательная(конструктивная) ; разрушительнуая (деструктивная). III По содержанию и назначению Стандартизованная (стереотипно‑механическая); Поисковая .
-
Заблуждение —ложное знание, принимаемое за истинное Иные критерии истины: Логический критерий: следование законам и правилам формальной логики, выявление логических противоречий Мировоззрение, мораль: чувство гармонии, совершенства, красоты Чувственный опыт Теория
-
специфические виды знаний (учебник с. 63-64 + дополнительная литература)
-
Домашнее задание: § 6, документ письменно, вопросы и задания устно
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.