Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников№ 55Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности
Подготовила воспитатель группы раннего возраста Гребнева Ирина Вячеславовна
-
«Прежде чем давать знания надо научить думать, воспринимать, наблюдать»В. Сухомлинский
-
Малыш – природный исследователь окружающего мира
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, т.к. развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия,, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
-
В Федеральном Законе об образовании Российской Федерации указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и нравственно-эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно. (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)
-
Содержание образовательной области познавательное развитие по ФГОС предполагает:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т.д.), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях ее природы. Многообразии стран и народов мира.
-
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)
Виды деятельности в раннем возрасте (1 год – 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами ( песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
-
Познавательно-исследовательская деятельность:
форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
-
Основная цель познавательного развития:
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей сенсорных интеллектуально-познавательных творческих
-
Стадии познавательного развития
Любопытство Любознательность Познавательный интерес Познавательная активность
-
Структура познавательной активности
Ориентировочно -мотивационный Операционально -технический Регуляционно -оценочный Эмоциональное отношение к принятию задачи. Эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности. Динамика эмоционального состояния Степень эмоциональной насыщенности. Характер стремления к поиску решения задачи. Готовность к умственному напряжению. Стремление к самостоятельности Стремление к выполнению задания. Устремленность на результат. Отношение к полученному результату. Поведение при затруднениях. Степень сосредоточенности.
-
Одной из основных целей познавательного развития является сенсорное воспитание. Ему я уделяю особое внимание в своей работе с детьми.
-
Значение сенсорного воспитания Служит основой для развития воображения Развивает наблюдательность Готовит к реальной жизни Позитивно влияет на эстетические чувства Влияет на расширение словарного запаса ребенка Развивает внимание Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности Основа для интеллектуального развития
-
В своей работе я поставила задачи:
Задачи сенсорного развития Формирование у детей сенсорных эталонов: о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый); о форме: круг (шар), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик), овал (яичко); о величине: большой, маленький; о размере: длинный, короткий, широкий, узкий; о количестве: много, мало, один; о пространстве и о поверхности. Формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий: обводить пальцем по контуру, по длине; использовать прием наложения; ощупывать предметы. Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем и пространственном мире.
-
Формы работы
Игровая форма обучения – ведущая ступень раннего детства. I. Дидактическая игра для маленького ребенка является наиболее подходящей формой обучения. Игра должна быть интересной, в соответствии с возрастом, не переутомлять, создавать хорошее настроение, вызывать радость (ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, что-то сделал, произнес слово, добился результата).
-
II. Наблюдение у ребенка развивает способность замечать необычное в природе, побуждает малыша к самостоятельному поиску элементов объекта, выделению их. У детей развивается сенсорное восприятие цвета, активизируется словарь.
-
III. Развивающие образовательные ситуации. «Играем в сказки» – развивать умение раскладывать предметы в определенной заданной последовательности, выражать в речи изменение величин (больше, меньше), цветовые отличия; «Поможем солнышку найти свои лучики, которые потерялись», «Поможем починить кукольную одежду» - развивать умение воссоздавать недостающую часть, используя для этого лоскутки, имеющие сходство с геометрическими фигурами; «Мягкое и твердое, твердое и мягкое» - активизировать действия детей по определению твердости и мягкости предметов, как их свойств;
-
IV. Подвижные игры. V. Творческие игры. «Едим на паровозике в весенний лес» (творческая отобразительная игра) «Прогулка по волшебному лесу»
-
VI. Индивидуальная работа с детьми Игра «Собери снеговика» Игра «Нарядим елочку» VII. Совместные игры – экспериментирования воспитателя с детьми. Игры на развитие мелкой моторики рук.
-
VIII. Музыкотерапия Цель: развитие слухового восприятия, воображения, создания эмоционального настроения. Использование звукозаписи «Голоса леса», «Звуки природы», «Голоса птиц».
-
Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей дидактических игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы.
-
Работа с родителями
-
Календарный план в группе раннего возраста на один день
-
-
-
-
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2007. – 80 с. Организация экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста/ под редакцией Л.Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2004. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.: ил.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.