Содержание
-
Речевая культура педагога ДОУ Подготовила учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска д/с № 97 Некрасова И.А. 2018 г.
-
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой! Аристотель
-
Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессионально педагогической деятельности. Актуальность
-
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагогов и всех окружающих. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
-
Что такое культура речи? Культура речи – это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями и содержанием. Культура речи как наука – специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
-
Требования к качеству речи педагога ДОУ: Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность
-
Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Речь педагога должна быть грамотной: - следует разбираться в особенностях своей речи, - учитывать ее ошибки и погрешности, - бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
-
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
-
Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
-
— отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Чистота
-
— особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Выразительность
-
— умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Богатство
-
— употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Уместность
-
Невербальная культура общения педагога К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести: правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!!! Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
-
Самые распространённые ошибки в речи педагогов: - «ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай слово» вместо «назови или припомни», «ихние» вместо «их», «нету» вместо «нет», «оделися» вместо «оделись», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.; - побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево», «конечно» вместо «конешно»); - забывают о том, что слова: гель, шампунь, тюль - мужского рода; - частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); - засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, между прочим, понимаешь, так сказать и т.д.); - использование в речи слов, педагогических терминов, не понятных детям, без уточнения их значения (Например: «Сейчас будем заниматься дидактическими играми»); - монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; - ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; - многословие, наслоение лишних фраз, деталей; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов.
-
Правила речевой культуры педагога ДОУ Педагог должен: говорить внятно, правильно произносить все звуки родного языка, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, говорить со скоростью около 120 слов в минуту; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
-
Поведение, речь педагога, его внешний облик – все является образцом для детей. Поэтому, знание указанных выше требований к педагогам, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по качественному речевому и нравственному развитию детей в ДОУ. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов не только в повседневном общении, но ив профессиональной деятельности. Вывод
-
Литература 1. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3. 2. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с. 3. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.