Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «детский сад № 1 «Белоснежка»
Семинар – практикум на тему: «Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы» Аксенова Н.А.
-
Актуальность
Все чаще и все в больших вариантах в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста. Разные авторы вкладывают разный смысл и, чаще всего, разное представление о проектной деятельности, о ее месте и роли в образовательном процессе. Довольно часто ведущая идея проектного подхода трактуется как возможность комплексного интегрированного решения педагогических задач в рамках одной темы и предъявляется в виде тематического планирования. Однако в метод проектов заложен более глубокий образовательный и развивающий потенциал.
-
Цель:
Создание системы работы по внедрению технологии Свирской Л.В. – «метод проектов» Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования
-
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов; Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования; Способствовать творческому поиску.
-
Под тематическим образовательным проектом подразумевается:
Отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей.
-
Отличительные черты проекта:
- Длительность по времени; - Самостоятельность участников в принятии решений; - Значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых; Основные формы детской деятельности – самостоятельная и совместная работа; Основные формы педагогических действий: - Моделирование предметно-развивающей среды - Демонстрация конструктивных моделей поведения - Обучение в процессе совместной деятельности - Наблюдение - Педагогическая поддержка деятельности детей Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу
-
Позиция детей как участников проекта:
Влияют на выбор темы, формы работы в рамках проекта; Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности; Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
-
Позиция взрослых как участников проекта:
Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; Не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности»; Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
-
Основные компоненты метода проектаМОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ
1. Что мы знаем о…? 2. Что мы хотим узнать? 3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
-
Рабочие центры проекта(основные)
Центр творчества Центр математики Центр книги Центр речевого развития Центр конструирования Центр музыки и театра Центр двигательной активности Центр экспериментирования
-
Вовлечение родителей
К проекту можно подключить родителей, написав такое объявление:
-
Дорогие мамы и папы!
Мы отправляемся в длительное увлекательное путешествие. Пожалуйста, помогите нам сделать настоящие открытия. Для этого вы можете поискать вместе с детьми и принести в детский сад иллюстрации, фотографии, книги об Австралии; рассказать детям о том, что знаете сами; прийти в детский сад и вместе с детьми заняться увлекательными и важными исследованиями.
-
Основные компоненты метода проекта
Обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми; Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать для того, чтобы узнать ведение записей высказываний детей печатными буквами (модель 3-х вопросов); Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей и взрослых с указанием имен (распределение по центрам активности); Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта); Отслеживание ежедневных результатов работы по проекту и всемерное их использование в целях обеспечения активных действий следующего дня; Подведение итогов (презентация результатов проекта).
-
Важные детали метода проектов:
Ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов) (напоминание о том, какие материалы в каких центрах доступны для работы) Размещение в свободном доступе множества самых разнообразных материалов Наличие «подсказок» (схемы рисования, пооперационные карты, образцы) Взрослые участники проекта – это «живая составляющая» среды развития Внимательное отношение к тем детям, которые включились в проект позже других Доверие к действиям детей
-
Свобода ребенка в ходе проекта:
В выборе вида деятельности, материала, места и способа работы В определении последовательности работы В использовании разнообразных источников В сотрудничестве с другими детьми и взрослыми В использовании и распределении своего времени
-
Показатели успешности проектной деятельности
Наличие моделей трех вопросов Наличие выработанного совместно детьми и взрослыми плана работы Тема «видна с порога» (картинки, фотографии, рисунки, тексты и другая продукция, отражающая действие детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) Динамика в количестве идей, полученных от детей (при анализе планов проектов в начале и конце года) Основательный материальный след в виде текстов самодельных книжек, отработанных карточек, рисунков, фотографий и пр. Зримо видна независимость, уверенность, увлеченность, самозанятость детей
-
Компоненты цикла «План-дело-анализ»
Утренний групповой сбор– выбор темы, планирование видов деятельности, определение места работы материалов, партнерства и др.; Индивидуальная или совместная деятельность – работа в центрах активности; Итоговый сбор – подведение итогов.
-
Выбор темы проекта:
Выявить интересы детей Помочь детям сделать согласованный выбор (например, с помощью подсчета голосов) Использовать модель трех вопросов (с фиксированием на листе) Вывесить результаты разговора в виде таблицы там, где ее увидят родители
-
Совместное планирование ШАГ 1
Обсуждение: Какие интересные дела мы с вами решили выполнить? Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться?) Что ты предполагаешь сделать сегодня? Какие материалы и инструменты тебе понадобятся? Как ты считаешь, достаточно ли тех материалов, которые есть в центре? С чего ты начнешь? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? Сколько нужно времени, чтобы выполнить все запланированное?
-
Совместное планирование ШАГ 2
-
Совместное планирование ШАГ 3
Обсуждение идей взрослыми участниками проекта Что послужило побудительным мотивом для выбора темы? Как в теме проявляются личные интересы детей? Какие способы организации познавательной, творческой деятельности детьми не заявлены? Какие виды деятельности можно предложить дополнительно? Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развертывания темы? Каким видит свое участие в проекте каждый сотрудник? Как будет реализована активность родителей? Какие материалы нужно приготовить на следующий день и как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе?
-
Совместное планирование ШАГ 4
Ежедневные обсуждения на ДЕТСКОМ СОВЕТЕ: утреннем и итоговом сборах Структурирование идей детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство и т.д.)
-
Итоговый сбор
Предъявление индивидуальных достижений и общих итогов работы в центрах активности Процесс рефлексии (насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели) Определение последующих шагов
-
Правила ведения записей
Записи выполняются печатными буквами Фиксируются имя автора идеи Предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления автора Идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных цветов (например, идеи детей – синим, а идеи взрослых – зеленым) По договоренности устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана
-
Продолжительность работы по теме
Столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать тему новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию
-
Проект на тему «Этот загадочный космос»
-
Практическая часть семинара
Тема недели: Моя Родина
-
Использованная литература
Л.В. Михайлова = Свирская «Метод проектной деятельности в работе детского сада» Вебинар «Метод проектов в образовательной деятельности в ДОО» - Татьяна Ивановна Лобанова, ведущий методист редакции дошкольного образования издательства «Просвещение»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.