Содержание
-
Сказкотерапия
От команды: «Информационная поддержка семей»
-
Сказкотерапия – использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической практике. Существуют художественные сказки, дидактические (придуманные педагогом для создания положительной мотивации к учебному материалу), психокоррекционные (в которых отражаются страхи, трудности поведения, тревоги ребенка) и психотерапевтические (где прослеживаются философские понятия о добре, смерти, любви и другое).
-
Родителям и педагогам следует помнить, что главными двигателями нормативного поведения ребенка становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.
-
Работу можно классифицировать по трем направлениям: Психодиагностическое — выявление уже имеющихся жизненных сценариев и особенностей поведения человека. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает человеку выбрать «замещение», то есть представив себя на месте героя, преодолеть проблему.
-
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д. 5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
-
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
-
Последовательность: Жили-были (начало сказки, встреча с ее героями); И вдруг однажды…(герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка); Из-за этого…(показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки); Кульминация (герои сказки справляются с трудностями); Развязка (развязка терапевтической сказки должна быть позитивной); Мораль сказки…(герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется).
-
Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм. 1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. 4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
-
Особенности сказкотерапии с детьми
От психолога требуется выполнение следующих условий: При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; Нельзя допускать затянувшихся пауз.
-
Основные методы сказкотерапии По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой. Рассказывание сказки; Рисование сказки; Сказкотерапевтическая диагностика; Сочинение сказки; Изготовление куколна основе сказок; Постановка сказки.
-
Таким образом сказкотерапиякак психокоррекционный метод различных психологических тревожных состояний, является действенным методом в психотерапии. Может также быть использована вместе с другими методами, в том числе и куклотерапией.
-
Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 96 с. samopoznanie.ru olga2901l.narod.ru Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с. Список литературы
-
Благодарим за внимание! Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.