Содержание
-
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « 211 ОАО «РЖД»«Современные здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии»
-
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
-
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
-
Здоровьеформирующая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и формирование здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
-
Основные цели : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей Их можно выделить в три подгруппы ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; ● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
-
Задачи здоровьесбережения
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей сохранение здоровья детей , повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
-
Современные здоровьеформирующие технологии
-
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания
-
Ритмика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. С младшего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, хореограф. Физминутки Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
-
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных группах Игры подбираются в соответствии с возрастом рдетей, местом и временем ее проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания
-
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.Ею завершаются занятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой. Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
-
Технологии эстетической направленности
Пальчиковая гимнастика С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой детей – ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи. Воспитатели, логопед
-
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Чаще используют при высокой зрительной нагрузке (занятия математикой, изодеятельностью и т.д.) Все педагоги Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагоги
-
Гимнастика пробуждения, бодрящая гимнастика, динамическая пауза Ежедневно после дневного сна, 10-30 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по дорожкам здоровья; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях , подвижные игры разной подвижности . Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассаж\ Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
-
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия Физкультурное занятие 2- раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 1 – раз на улице. Ранний возраст - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии спрограммой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания
-
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. С младшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
-
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели.
-
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания Точечный массаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра,
-
3. Коррекционные технологии
Арт-терапия Технология музыкального воздействия Сказкотерапия Психогимнастика Игровая терапия Фонетическая ритмика Логоритмика
-
АРТ-ТЕРАПИЯ
При использовании метода Арт –терапии , достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Психотерапевтический ” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Диагностический эффект данной терапии позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
-
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
-
Для создания психокоррекционной сказки используется следующий алгоритм: 1. В первую очередь , подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3.Далее, помещение героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывание герою все переживания ребенка. 4.Затем, начинается поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
-
Психогимнастика
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
-
Игровая терапия
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки.
-
Технологии музыкального воздействия
Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя Фонетическая ритмикалогоритмика Занятия рекомендуются детям с нарушениями слуха, либо в профилактических целях Цель занятий: фонетическая грамотная речь
-
Система закаливания и оздоровления в НДОУ
Используется комплекс процедур Босохождение Обширное умывание Полоскание рта водой комнатной температуры Воздушные ванны в облегчённой одежде Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
-
Принципы построение работы
Доступность, соответствие возрастным особенностям детей Систематичность и последовательность Личностно – ориентированный подход к детям Практическое участие детей. Педагогов и родителей Творческий подход в решении проблемы
-
Мы стремимся к полной реализации, в жизни каждого ребенка, трех моментов:
достаточной индивидуальной умственной нагрузки обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений полное удовлетворение потребности в движении
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.