Содержание
-
Технология развития моторных функций у детей с речевой патологией
-
Необходимо активнее включать в занятия различные упражнения и игры для развития всех компонентов двигательной сферы ребенка:
артикуляционной и лицевой моторики мелкой моторики пальцев рук общей моторики
-
Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:
артикуляционную гимнастику; логопедический самомассаж; игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; мимические упражнения.
-
Цель работы:
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата умение объединять простые движения в сложные, необходимых для правильного произношения звуков развитие умения передавать мимикой разные чувства.
-
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает:
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
-
-При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным;- в ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением;-артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно;- использование игры, как основной деятельности детей
-
Использование приемов логопедического самомассажа.
Цель:стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.
-
Игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия необходимы чтобы:
выработать хорошую дикцию у ребенка обеспечить четкое и благозвучное произношение
-
Мимические упражнения
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек
-
Мелкая моторика пальцев рук.
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
-
Функция руки и речи развивается параллельно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
-
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются«пальчиковые игры».
В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку. Хорошо научить детей работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам.
-
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).
-
Общая моторика.
Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.
-
Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
-
Упражнения с элементами релаксации
Они предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.
-
Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса могут выполняться детьми как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них.
-
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Для того, чтобы предотвратить, можно использовать игры и упражнения с мячом, которые направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.
-
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.