Презентация на тему "Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии"

Презентация: Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии", состоящую из 11 слайдов. Размер файла 0.08 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    11
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
    Слайд 1

    ТЕМА 1

    Предмет и задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.

  • Слайд 2

    В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В.М. Бехтерев, К. Бюлер, А. Валлон, Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин, К. Коффка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Дж. Уотсон, З. Фрейд В. Штерн, Д.Б. Эльконин.

  • Слайд 3

    Возрастная психология – особая область психологических знаний. Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при переходе от одного возраста в другой, составление развёрнутых психологических характеристик детей, относящихся к разным возрастным группам. Возрастная психология тесно связана с психологией личности, педагогической, социальной, специальной отраслями психологии. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология оперирует такими понятиями, как "возраст" и "детство". Возраст, по Л.С. Выготскому, это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Он характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст типологичен. Выделяют хронологический и психологический возраст. "Хронологический возраст" (паспортный) – координата отсчёта, внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребёнка, становление его личности. Психологический возраст – это не календарная дата, он не сводится к сумме отдельных психологических процессов, его продолжительность определяется внутренним содержанием.

  • Слайд 4

    Преформированный тип – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие). Непреформированный тип – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.

  • Слайд 5

    Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении ребёнка, происходящие в периоды возрастного развития между его кризисами. Революционное развитие – быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребёнка, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов.

  • Слайд 6

    Важно помнить, что ребёнок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении и развитии, поэтому при её изучении следует руководствоваться следующими принципами. 1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование: «Не навреди!». 2. Принцип объективности и научности предполагает понимание законов детского развития. 3. Принцип комплексности, системности, систематичности реализуется через последовательное, всестороннее изучение развивающейся личности, определение места в структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития. 4. Принцип детерминизма (причинной обусловленности) нацеливает на поиск причин поведения в условиях жизни и воспитания ребёнка в предшествующих этапах его развития. 5. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает изучение деятельности ребёнка как условия развития психики и одного из путей её исследования. 6. Принцип единства сознания и деятельности означает их взаимосвязь и взаимовлияние (С.Л. Рубинштейн), изучение сознания через деятельность. 7. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития у каждого ребёнка проявляются своеобразно и неповторимо и это необходимо учитывать в работе с ним.

  • Слайд 7

    В психологии развития опираются на классификацию методов (по Б.Г. Ананьеву):

    I. группа – организационные методы: а) сравнительный (сопоставление различных групп по возрасту, характеру деятельности, степени тяжести дефекта и т.д.); б) лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); в) комплексный (использование разных средств, научных знаний для изучения одного объекта). II. Эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы. III.  Методы обработки данных, включающие количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) их анализ. IV. Интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением фаз, стадий, критических моментов), структурный (установление структурных связей между характеристиками личности).

  • Слайд 8

    Достоинства и недостатки основных методов исследования

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов: В чем специфика возрастной психологии как отрасли психологической науки? Приведите примеры влияния революционных, ситуационных и эволюционных изменений психики и поведения человека. В чем принципиальное отличие преформированного и непреформированного типа развития (по Л.С. Выготскому)? Можно ли отождествлять психологический и хронологический возраст? Почему вы так считаете? Проанализируйте достоинства и недостатки методов психологического исследования, используемых в возрастной психологии.

  • Слайд 11

    Основные категории для освоения: Адаптация, Адаптация социальная, Активность, Антропогенез, Возраст, Воспитание, Детство, Детская деятельность, Интериоризация, Кризисы возрастные, Обучение, Общение, Онтогенез, Развитие личности, Развитие психики, Социализация, Социогенез, Усвоение, Филогенез, Эпигенез.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке