Содержание
-
ТЕМА 1
Предмет и задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.
-
В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В.М. Бехтерев, К. Бюлер, А. Валлон, Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин, К. Коффка, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Дж. Уотсон, З. Фрейд В. Штерн, Д.Б. Эльконин.
-
Возрастная психология – особая область психологических знаний. Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при переходе от одного возраста в другой, составление развёрнутых психологических характеристик детей, относящихся к разным возрастным группам. Возрастная психология тесно связана с психологией личности, педагогической, социальной, специальной отраслями психологии. Разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология оперирует такими понятиями, как "возраст" и "детство". Возраст, по Л.С. Выготскому, это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Он характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст типологичен. Выделяют хронологический и психологический возраст. "Хронологический возраст" (паспортный) – координата отсчёта, внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребёнка, становление его личности. Психологический возраст – это не календарная дата, он не сводится к сумме отдельных психологических процессов, его продолжительность определяется внутренним содержанием.
-
Преформированный тип – такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдёт, так и тот конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие). Непреформированный тип – это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.
-
Эволюционное развитие – длительные и достаточно устойчивые изменения в психике и поведении ребёнка, происходящие в периоды возрастного развития между его кризисами. Революционное развитие – быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе с одной возрастной ступени на другую. Ситуационное развитие – быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребёнка, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов.
-
Важно помнить, что ребёнок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении и развитии, поэтому при её изучении следует руководствоваться следующими принципами. 1. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование: «Не навреди!». 2. Принцип объективности и научности предполагает понимание законов детского развития. 3. Принцип комплексности, системности, систематичности реализуется через последовательное, всестороннее изучение развивающейся личности, определение места в структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития. 4. Принцип детерминизма (причинной обусловленности) нацеливает на поиск причин поведения в условиях жизни и воспитания ребёнка в предшествующих этапах его развития. 5. Принцип развития психики, сознания в деятельности предполагает изучение деятельности ребёнка как условия развития психики и одного из путей её исследования. 6. Принцип единства сознания и деятельности означает их взаимосвязь и взаимовлияние (С.Л. Рубинштейн), изучение сознания через деятельность. 7. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития у каждого ребёнка проявляются своеобразно и неповторимо и это необходимо учитывать в работе с ним.
-
В психологии развития опираются на классификацию методов (по Б.Г. Ананьеву):
I. группа – организационные методы: а) сравнительный (сопоставление различных групп по возрасту, характеру деятельности, степени тяжести дефекта и т.д.); б) лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); в) комплексный (использование разных средств, научных знаний для изучения одного объекта). II. Эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы. III. Методы обработки данных, включающие количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) их анализ. IV. Интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением фаз, стадий, критических моментов), структурный (установление структурных связей между характеристиками личности).
-
Достоинства и недостатки основных методов исследования
-
-
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки студентов: В чем специфика возрастной психологии как отрасли психологической науки? Приведите примеры влияния революционных, ситуационных и эволюционных изменений психики и поведения человека. В чем принципиальное отличие преформированного и непреформированного типа развития (по Л.С. Выготскому)? Можно ли отождествлять психологический и хронологический возраст? Почему вы так считаете? Проанализируйте достоинства и недостатки методов психологического исследования, используемых в возрастной психологии.
-
Основные категории для освоения: Адаптация, Адаптация социальная, Активность, Антропогенез, Возраст, Воспитание, Детство, Детская деятельность, Интериоризация, Кризисы возрастные, Обучение, Общение, Онтогенез, Развитие личности, Развитие психики, Социализация, Социогенез, Усвоение, Филогенез, Эпигенез.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.