Содержание
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ
-
Классическая марксистская стратегия исследования идеологии
→ Идеология – воображаемая конструкция, не соответствующая реальности. → Индивидуальное сознание сформировано идеологией, поэтому нельзя различить «истинное» положение вещей. → Идеология как «ложное самосознание». → Проблема природы и механизмов процесса конституирования «ложного самосознания», соотношения явного и скрытого в сознании.
-
Неомарксистская стратегия исследования идеологии
Идеология – не толькополитический, но и общекультурный феномен. Ееосновнаяфункция – в обеспечениемировоззренческогоединствасоциума. Этомировоззрение, косвенновыражающееся в искусстве, праве, экономике, частнойжизни. Модель неявного правления (Грамши), осуществляемого на основе ненасильственного принуждения. понятие гегемонии – добровольного подчинения, организации согласия без принуждения или насилия. Механизм – производство значения. Связь идеологии и очевидности (Альтюссера); для получениязнания об идеологическойочевидностинеобходимавыработкаособого внеидеологического дискурса.
-
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Лаклау и Муфф)
Общество – дискурсивная реальность, область создания значений. → Дискурсивная трактовка социальной реальности позволяет отождествить «идеологию» и «язык идеологии». → Значение предполагает вариативность, не является фиксированным. Каждый конкретный случай фиксации знака – условен. → Социальная борьба есть борьба за значение, за определенное понимание общества. → В принятие учения вносится элемент технологической включенности. Субъект – это «пустое место», позиция внутри дискурсивной структуры. → Претендуя на вневременной статус, на безусловность, закрытость, дискурс становится идеологией.
-
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Жижек)
Задача – выявление идеологии в «постидеологическую эпоху». Ее отличительнойособенностью является невозможностьотделитьреальность от ееидеологическойискажения. Понятие «неявной идеологии». «Для меняидеология – не просто система идей. Я считаю, что сегодня мир идеологизированболее, чемкогда-либораньше. Идеология — в том, почемувычто-топринимаете, а что-тонет, в манеревашей речи, в том, каквы готовите ужин, каквыразвлекаетесь. … Другоеопределениеидеологии – …система, котораялегитимизируетсуществующиеотношениягосподства».
-
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Маркузе)
Одномерный человек. Современное общество – общество комфортабельной несвободы. Новые формы контроля: Потребление. Продукты, услуги, развлечения формируют образцы поведения и мышления. Реклама, производство и торговля предлагают не товары, а социальную систему в целом. Массовая культура. Не просвещает, не несет смысла, а просто развлекает, неся идеи, не выходящие за пределы сущего. Сексуальность. Культивируется как необходимый элемент личности, форма самоутверждения. → Спонтанные чувства, естественные желания становятся социально обусловленными. 3 элемента в единстве рождают одномерность, которой противопоставляется «негативная свобода» аутсайдера.
-
Основной идеологический механизм – язык, при которомлингвистическая форма препятствуетразвитиюсмысла. Черты: – Унификация. – Атака на трансцендентные, критическиепонятия. – Замыкание от всякого чуждого дискурса, обладающегособственнымитерминами в сочетаниисоспособностьюассимилировать все чужиетермины. – Функционализм,отождествлениевещи и еефункции, что ведет к урезаниюзначения. – Сокращениесинтаксиса и навязываниеобразов. В результатесуждения «принимают форму суггестивныхприказов, онискореепобуждают, чемконстатируют». – Сокращениеязыковых форм, с помощьюдефиса, соединяющегологическинесоединимыевещи, аббревиатуры, часто направленной на подавлениенежелательныхвопросов (например, расшифровка NATO – NorthAtlanticTreatyOrganization – сразуставитвопросцелесообразности членства Греции, Турции и пр.). – «Непосредственность» и одновременновездесущность.
-
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Хоркхаймер и Адорно)
Критика инструментального разума Развитие западной цивилизации детерминировано процессом просвещения – отделения поведения и мышления от власти мифологии. → Разделение принципа разума и принципа веры. → Инструментальная рациональность, доминирование принципа полезности. Инструментальный разум сводит человеческий разум к регистрации фактов, следованию правилам, подбору средств для достижения цели. → Чем рациональнее человек, тем более склонен подчиняться стандартам и безличным образцам поведения. → Просвещение превращается в собственную противоположность – современное варварство.
-
Постструктуралистская стратегия исследования идеологии
Все продукты социокультурного творчества являются языками особого рода — знаково-символическими системами. Всякая культура может рассматриваться как «ансамбль символических систем», к которым относится прежде всего язык, искусство, мифология, религия, наука, политика, идеология, мода. Исследование скрытых стратегий принуждения, имеющих языковую природу. Не существует «чистого языка», ней трального средства означивания реальности.
-
Постструктуралистская стратегия исследования идеологии (Р. Барт)
Идеология – современный языковой миф. Мифы современного общества – неявный тоталитаризм, идеологические иллюзии, которые властные структуры общества потребления распространяют посредством неявных семантических механизмов. Идеологическиймиф–вторичнаясемиологическая система, «второйязык», на которомговорят о «первом». В мифесодержатсядвесемиологическиесистемы, знак языковойсемиологическойсистемы является означающиммифа, то естьвстроен в структуру идеологии. «Языкпоступает в распоряжениемифа«Миф – этоязык, не желающийумирать».
-
Постструктуралистская стратегия исследования идеологии (Фуко)
Дискурсивная трактовка идеологии. Властьпронизываетпроизводство дискурсов черезповышениестатусанекоторых форм высказывания и понижение других форм, институциональныйприоритет одних лицкакимеющих право на производствознания. Исследованиепсихиатрического, сексуального и тюремного дискурсов. Практики принуждения, сложившиеся в рамках этих дискурсов, былиинтегрированы в «глобальные» «макростратегиидоминирования» современности. Понятие биовласти. Ориентируется на области, связанныепроизводствомжизни – здоровье, население, сексуальность, делаетих контролируемыми ресурсами. Основным полем действиявластиявляютсясоциальные практики повседневности. Принуждениестановитсянезаметным, нооноболееэффективно, посколькуспособно к контролю на самомглубокомуровне.
-
Постмодернистская стратегия исследования идеологии (Бодрийяр)
Идеология потребления. Современная система потребления основана не на потребности, а на кодексе знаков и различий, знаковой стратификации. Потребляются не вещи, а отношения. Обращение, покупка, продажа и присвоение вещей как знаков составляет язык нашей культуры и кодекс, по которому члены общества общаются. Прочтение дискурса вещей позволяет понять функционирование общества. Потребление связано с тоталитарным кодексом, который благодаря рекламе приобретает императивное звучание.
-
Идеология общества потребления
+ потребление обеспечивает социализацию и секуляризацию опознавательных знаков, делает бессильными все кастовые и классовые ритуалы, все критерии социальной дискриминации; впервые в истории образуется универсальная система знаков и их прочтения. — универсализм достигается ценой обеднения, регресса языка социального достоинства, когда человека «характеризуют» его вещи; принудительная соотнесенность с одной знаковой системой - системой потребления; через нее иерерхические отличия навязываются всему социуму; западное общество Бодрийяр называет «семиократией», а современный город — знаковым гетто.
-
Бодрийяр: гиперреальность
Современная эпоха – эра гиперреальности. В гиперреальности нет различия между реальным и воображаемым. Симулякр – знак без означаемого, знак, за которым нет реальности.
-
Когнитивные теории идеологии (К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер)
Когнитивные теории идеологии стремятся показать, как люди мыслят, охарактеризовать мышление в том виде, как оно функционирует в качестве орудия коллективного действия. Есть групповое мышление, которое довлеет над мышлением индивидуума, так как один человек мыслит на основании контекста. Утверждать что индивид мыслит, вообще неверно, он лишь участвует в некоем процессе мышления, возникшем задолго до него. К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер, М. Полани, И. Лакатос, П.Фейерабенд. 70-е годы XX векахарактеризовалась страхом перед всякой «идеологичностью», котораявыгляделакакпринадлежностькоммунистическогорежима. негативнаяоценка феномена идеологии.
-
К. Мангейм. Идеология–«коллективноебессознательное», посредствомкоторогоданнаягруппаиликлассскрываютреальноеположениедел не только от своихпротивников, но и от себя. К. Мангеймразличаетидеологиючастичную и тотальную. Частичнаяидеологияфиксируетнамеренноеилибессознательноеискажениесоциальнозначимыхфактов, подлинноезнаниекоторых не соответствуетцелям и задачам представителейопределённойсоциальнойгруппы. Критика частичнойидеологииниспровергаетпсихологию противника, разоблачаетегобессознательныезаблуждения. Тотальнаяидеологияставитподвопрос не толькоотдельныевысказывания о техилииных фактах, но и всё мировоззрение, всё социальноемышлениегруппыиликласса. Критика тотальнойидеологииразрушает весь концептуальныйаппарат, включаяегологику.
-
П.Тепепредложилразличать : «Культур-антропологическое»понятиеидеологиикаксистемыценностей. «Эпистемологическое» понятие - как «дефицитапознания». «Иллюзиивозникаютиз-заошибочности наших воззрений, из-задефицитапознания». Иллюзиипроникают в ткань мировоззрения, модифицируютего, формируют систему взглядовценностно-догматическогоплана.
-
Иррационалистические теории (Э.Топич, Э.Шилс, Е.Лемберг)
Идеологиявыполняетфункцию «эмоциональнойразгрузки», отвечаетчеловеческойпотребности в безопасности и защите. Идеологиявытекаетизэлементарнойпотребностиверить. Идеология –способсоциальногодистанцированияэлиты и толпы; для большейэффективностиидеологиянадевает «скорлупуцелесообразности».Никто не согласитсяучаствовать в политическихакциях на основаниилогическогоанализафактов. Побуждение людей к действиюесть не продукт рассужденияилирассудочногоанализа, а результат обращения к воображению и интуиции. Роль идеологии–возбуждение «социальных страстей». От «точекзрения» идеологииотличаются «точнымиформулировками, желаниемсплотить людей вокруг нормативного убеждения, отделением от другойсистемыубеждений, объединением с учреждениями, отвечающими за ихдейственноевведение в социальнуюжизнь.
-
Аксиологические теории идеологии (Г.Альберт, Т.Гейгер, Х.Зайферт)
Идеологиякакценность. Оценочныесуждения–важнейшаясоставнаячастьидеологий. Онипредставляютсобойобъективациюэмоций. 3 свойстваидеологии. 1. Идеологиястараетсяопределитьнекиеобщие характеристики общественнойприроды, связанные с изменяющимся миром. Онипостигаютсяпреимущественноэмпирическимпутём. 2. Идеологияустанавливает, какследуетпоступать в контекстеобщественнойситуации. 3. Идеология для многихсоциальныхгруппвыступаеткаквера и частичноопределяетихсуществование. Идеологиинормативны, как и религии.
-
Религиозно-теологические теории идеологии (П.Тиллих)
Секулярные идеологии – «квазирелигии». Религия – состояние захваченности предельным интересом, который делает все остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни. Квазирелигия – отнесение предельного интереса к посюсторонним объектам. Квазирелигии используют язык религиозного символизма по отношению к посюсторонним объектам. Например, нацизм использует древний эсхатологический символ грядущей «тысячелетней эры» применительно к Третьему Рейху. Христианский образ конца истории используется в «секулярно-утопических» символах социализма. Через использование квазирелигиозной символики мировые религии подменяются секулярной верой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.