Содержание
-
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
-
История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.
-
Критерии общественного (исторического) прогресса:
Количество и качество произведенных материальных и духовных благ и соответствие их потребностям людей; Уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта); Уровень научно-технического прогресса; Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
-
Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод; Уровень демократизма и гуманизма (человек – главная ценность); Развитие духовной сферы общества; Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п. Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
-
Концепции развития истории:
Циклическое развитие (представления древних цивилизаций) Линейное развитие – история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.) Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
-
Циклические концепции истории
Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм. Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
-
Линейные концепции истории
Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и конечной цели развития. Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
-
Ж. Кондорсе: история – движение человеческого общества от несовершенного состояния ко всё более совершенному, осуществляется благодаря развитию человеческого разума, прорывов в познании. Гегель: история – закономерный процесс обретения человеком всё большей и большей свободы.
-
4. Формационный подход К. Маркса:
Общественно-экономическая формация - совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
-
К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; Коммунистическая (социалистическая). Переход от одной формации к другой – осуществляется благодаря разрешению противоречий м/у базисом и надстройкой (см. лекцию по марксизму).
-
Конечная цель истории по Марксу, как и у Гегеля – торжество на Земле разума и свободы (соответствует коммунистической формации). Т.о., ход истории объясняется исключительно действием материального, экономического фактора. Недостатки – не учитывание других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
-
5. Позитивистский подход
Автор – О. Конт и др.. В измененном, доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно в западных странах. Элвин Тоффлер (р.1928г.): концепция «Третьей волны». Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
-
Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась тысячелетия; Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
-
Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество. Главная ценность и регулятор – знания; В экономике сфера услуг преобладает над производством товаров; У власти – элита специалистов. Высокая социальная мобильность. Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
-
Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные); Падение роли бюрократии и государственной власти; Рост электронных коммуникаций Интеграция человечества в единое целое Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
-
Многолинейные концепции развития истории
История развития общества многовариантна, не существует единой схемы и цели общественного развития. Примеры: концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва, концепция «осевого времени» К. Ясперса.
-
Концепции локальных цивилизаций (культур)
Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др.. Главная идея: единой истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
-
Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не подгонять под западные мерки.
-
Н. Данилевский (1822 - 1885)
Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций XX века. Главный труд – «Россия и Европа». «Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов. Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.
-
Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз своего развития. Фазы развития К.-И. типов: Бессознательная П-д становления (государства, социальных институтов) П-д расцвета П-д упадка («апатии») и умирания. Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
-
Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы». Считал, что всемирная история представлена существованием и сменой различных замкнутых в себе культур, которые рождаются, расцветают и умирают подобно живым организмам («биологическая» философия истории). Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
-
Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» - когда духовный импульс исчезает и идет только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия. Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
-
Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру: Массовая урбанизация населения (отток в большие города) Главной ценностью становятся деньги, имущество. Бурное развитие техники Резкое падение рождаемости Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
-
Арнольд Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории». Концепция локальных цивилизаций: Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
-
М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская русская и т.д.). Все цивилизации влияют друг на друга Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурно-творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
-
К. Ясперс: «Осевое время»
К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, психиатр. Во 8 – 2 вв. до н.э. («осевое время»)в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск. Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации. Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.
-
Народы, не воспринявшие идей «осевого времени», остались как бы на задворках цивилизации. Они очень медленно развиваются или деградируют (в этом смысле развитие общества многолинейно, а история – своего рода пульсация). Современная научно-техническая эпоха, возможно, приведет к новому осевому времени.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.