Содержание
-
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель Шишкова А.Н.
-
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
-
Влияние загадок на развитие речи дошкольников
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
-
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
-
Коррекционно- развивающие возможности загадки
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
-
Три группы загадок
К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?
-
Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Трещит, а не кузнечик .Летит, а не птица, везет а не лошадь. Зимой лежал, а весной в реку побежал.
-
Загадки третьего уровня сложности: это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга. «Красное коромысло", через реку повисло.
-
Тематика загадок
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
-
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
-
Модели составления загадок для детей дошкольного возраста(А.А. Нестеренко)
Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?". Самовар «Блестящий как новая медаль; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый , но не спелый арбуз.»
-
Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же? Ежик «Пыхтит как старенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит , но не малыш который учится ходить.»
-
Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?« Гриб Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом , но без окон; как зонтик , но на тонкой ножке.
-
Досуг «Ярмарка загадок»
-
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.