Содержание
-
Воспитание как категория педагогики
Методист Сорокина Виктория Ярославовна
-
Воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».
-
-
Цель воспитания - сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным. Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания: прагматической; гуманистической.
-
Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие: формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению; гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности; формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности; развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей; обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
-
Эффективность воспитания зависит: 1. От сложившихся воспитательных отношений. 2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. 3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. 4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов. 5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. 6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии. 7. От эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения. 8. От качества воспитательного воздействия. 9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. 10. От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.
-
-
-
-
Принципы воспитания - принцип общественной направленности воспитания - принцип связи воспитания с жизнью и трудом - принцип опоры на положительное - принцип гуманизации воспитания - принцип личностного подхода - принцип единства воспитательных воздействий
-
Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие. Средство воспитания – это уже не прием, но еще и не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы, с помощью которых организуется использование данного средства в целях воспитания.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Умственное воспитание направлено на формирование культуры интеллектуальной деятельности, познавательных мотивов, умственных сил, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности, способности мыслить, самостоятельно делать умозаключения.
-
Задачи умственного воспитания: усвоение определенного объема научных знаний; формирование научного мировоззрения; развитие умственных сил, способностей и дарований; развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
-
Физическое воспитание способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни, ценностного отношения к своему здоровью, потребности в физических занятиях и умений их организовать с пользой для своего здоровья, работоспособности, внешнего вида.
-
Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие и совершенствование природных двигательных качеств; развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
-
Трудовое воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как к способу самореализации личности в обществе и добыванию материальных средств, необходимых для жизни, выработка трудовых навыков, умения и желания трудиться.
-
Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.
-
Нравственное воспитание связано с формированием нравственных качеств личности, соответствующих требованиям общественной морали, способности человека следовать социокультурным нормам деятельности, поведения, отношений.
-
Задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний; формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества; формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.
-
Цель эстетического воспитания состоит в выработке у воспитанников способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
-
Задачи эстетического воспитания; формирование эстетических знаний и идеала; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде; формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
-
-
-
Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Она раскрывается в его противоречиях(внутренних и внешних).
-
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания, усваивать нормы и правила, формы поведения. Внешние противоречия проявляются между требованиями окружающего мира и возможностями личности им соответствовать. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса.
-
Логика воспитательного процесса подчинена закономерностям формирования и развития личности. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия личности с другими людьми и т.д.
-
Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Формы педагогической работы с семьёй: Организационно-педагогическая работа с родителями и общественными организациями; Педагогическое просвещение родителей и населения; Оказание индивидуальной помощи родителям в обучении и воспитании детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.