Содержание
-
Введение в курс «Психология высшей школы»
Презентация по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» Выполнил магистрант Презова Т.Н.
-
Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология отдельного человека - система из элементов: Психический процесс – ощущение; Психическое состояние; Психические свойства (мотив, темперамент, характер и др.); Психические образования (интеллект, память, способ мышления).
-
Психологические явления выполняют функции: Оценочная Ориентирующую Контролирующий Побуждающей функцией Психологические процессы делятся на: Познавательные Эмоциональные (стрессы и т.д.) Волевые (деятельность человека)
-
Психические свойства – интегральные психологические явления в виде самосознания, направленной личности, характер, темперамент, способности. Психология студента. В самосознании студента выделяются: Самооценка своих личных качеств Представление о качествах, обеспечивающих успех будущей профессии Представление качеств и мотивов поведения, желательных в обществе Такое качество как направленность личности студента, выражает его мировозрение, мотивы, потребности и интересы, еще не являющиеся полностью сформированными.
-
Предмет
Предметом психологии высшей школы является личность преподавателя и студента в их взаимодействии;, а также социально-психологические и индивидуальны явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.
-
Психология высшей школы —
сравнительно новая отрасль психологической науки. Она синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу.
-
Задачи, решаемые психологией ВШ
1 Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием. 2 Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения. 3 Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов. 4 Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей).
-
5 Разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания ВУЗа. 6 Изучение психологии личности и труда преподавателя ВУЗа, психологических основ его педагогического мастерства и творчества. 7 Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения. 8 Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности.
-
Методология психологии
изучает структуру, средства и методы ее познания, а также способы обоснования и развития психологических качеств обучаемых. В этой методологии требуют решения следующие проблемы: Анализ психологических теорий и концепций Изучение закономерностей психической деятельности студентов и преподавателей Процедуры проверки и подтверждения и опровержения тех или иных законов, гипотез, теорий.
-
Методология ВШ –
это учение о путях, подходах и логике построения психологической теории ВО. Важнейшими принципами познания являются: Объективность Научность Детерминизм (изменчивость) Историзм Принцип единства теории и практики Объект исследований – часть объективной реальности, существующий независимо от нашей воли. Предмет исследования – как правило, какая-либо сторона, часть, свойство объекта исследования. Методы психологии ВШ – это способы исследования психологической деятельности студента и преподавателя.
-
Методы психологических исследований в зависимости от методологии
1. Бихевиоризм – метод регистрации психической реакции человека. 2. В идеальной методологии, где сознание замкнуто само по себе, используют метод самонаблюдения (интроспекции) 3. Фрейдизм – метод свободных ассоциаций, метод анализа сновидений, оговорок и т. д. 4. Основными научными методами выступают – наблюдение и эксперимент. В методике наблюдений необходимо иметь цель, план и выдвигаемую гипотезу. Эксперимент является более активным методом, т. к он создает новые меняющиеся условия существования данного объекта. Эксперимент может быть лабораторным или естественным.
-
5. Метод анализа деятельности студентов и преподавателей , обеспечивает информацией о состоянии и организации учебно-воспитательной работы 6. Метод тестирования имеет разновидности: аппаратными бланковыми устными индивидуальными групповыми 7. Метод опроса и анкетирования используется всоциологических исследований для анализа психологии общения, лидерства и т.д.
-
8.Экспертной оценки – ее дают опытные преподаватели развития личности студента 9.Биографический метод в виде сбора и анализа сведений о жизненном пути личности 10.Психодиагностические методики, как правило, на основе психологических тестов выявляют индивидуально психологические особенности человека.
-
Основные направления развития психологии ВШ
Психология деятельности Психология личности и проблема воспитания в высшей школе Психодиагностика в высшей школе (тесты интеллекта , способностей , достижений , личностные тесты , анкеты и опросники, психофизиологические методы и др.) Особенности развития личности студента Типология личности студента и преподавателя Психология професионального образования
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.