Содержание
-
Анаграммы как средство формирования познавательных процессов у дошкольников Составитель Прохорова О.И., учитель-логопед ГБДОУ №25 Петродворцовогор-на г. Санкт-Петербург
-
История возникновения анаграмм. Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э.
-
Применение анаграмм Отдельные конкурсы Индивидуальные турниры Интеллектуальные бои
-
Использование анаграмм решает следующие задачи: Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. Расширение «поля зрения» ребенка. 5. Воспитание интереса к чтению.
-
Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Система упражнений и приемов коррекциипроцесса фонемообразования, нормализует процесс чтения и повышает его скорость у детей с речевой патологией.
-
Прежде чем приступить к работе с анаграммами, детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности: 1. Дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков, которое имеет смысл. 2. Учить детей дифференцировать слова, обозначающие разные части речи. 3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая: - опорные признаки Например: полосатый, крупный, сочный (арбуз), серый, колючий, маленький (ёж); - обобщающие понятия «Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда) «Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус,…) «Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка - …).
-
6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова. 7. Подбирать к данному слову однокоренные слова и уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу. Лес, лесной, леска, лесничий. 8. Составлять слова из заданных слогов. Например: ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА; 9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например: локоть, улитка, кровать (лук). 10. Составлять слова по последнему звуку других слов: Например: торт, колесо, мак (ток).
-
11. Читать слова в обратном порядке. 12. Играть в игру «Звук потерялся». Педагог произносит сочетания звуков, а вместо пропущенного звука стучит карандашом по столу. Дети отгадывают, какое слово задумано. СО. - СОК, СОМ СТУ. – СТУК Б . К - БОК, БЫК К . М – КОМ, КУМ 13. Из букв данного слова составлять новые слова. Например: КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра… 14. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из заданных букв слов.) Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА. Такая предварительная работа способствует развитию фонематического слуха.
-
Составляя анаграммы, мы классифицировали их по лексическим темам и адаптировали для детей с ТНР старшего и подготовительного возраста. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики, имеют коррекционную и развивающую направленность. Появляется возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи.
-
жук + рак = Кружка Кий + чан = Чайник
-
Як + люстра = Кино + плов = Код + ров + оса = Кастрюля Половник Сковорода
-
лето + фен = воз + ел + тире = Киль + будни = Телефон Телевизор Будильник
-
идол + слуга= Воин + чудак = шар + кома = Гладиолус Одуванчик Ромашка
-
дон + грива= бука + клин = минор + сода = Виноград Клубника Смородина
-
Лик+ и + час= Вор + и + бок = хор + ом + ум = Лисичка Боровик Мухомор
-
Дар + поле= Нота + липа = зоб + и + кадр = Леопард Антилопа Дикобраз
-
корова + нож = село + вой = она + вор = Соловей Жаворонок Ворона
-
Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.