Содержание
-
Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНРПрактико-ориентированный проект
Подготовила учитель-логопед Дудникова Оксана Анатольевна МБДОУ №41 «Заряночка»
-
Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка. Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопеда с детьми старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности детского сада. Цель: построение и реализация эффективной системы работы по формированию и преодолению у детей с недоразвитием средств языка слоговой структуры речи, включающей в себя активные методы обучения и приемы.
-
Задачи: - обобщить передовой научный и практический опыт по проблеме формирования слоговой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием средств языка; - составить и реализовать перспективное планирование специальных игр и упражнений по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов. - составить методические рекомендации по реализации данной системы работы, использованию игровых методов и приемов в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие связной речи; - доказать на практике эффективность реализуемой работы с применением игровых технологий, включением наглядных средств обучения.
-
Формы работы с детьми: - совместная деятельность логопеда с детьми вне занятия: игры и упражнения на формирование и преодоление нарушений слоговой структуры речи согласно перспективному планированию; - совместные с воспитателем игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой дифференциации слогов; - упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений на музыкальных занятиях; - заучивание стихотворных текстов по принципу « от простого к сложному»; - заучиваниечистоговорок и скороговорок; - игровые методы и примеры закрепления правильного произнесения сложных слоговых структур. Формы работы с родителями: - письменные и устные консультации по формированию слоговой структуры речи; - индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком .
-
Коррекционная работа проводится в два этапа. 1.Подготовительный этап(работа проводится на невербальном и вербальном материале) Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. 2.Основной коррекционный этап(работа проводится на вербальном материале) Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.
-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП На этом этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. С детьми воспитатели во время вечерних занятий проводят такие игры и упражнения: - Где позвонили? - Скажи, что ты слышишь? - Кто что услышит? - Жмурки с голосом? - Скажи, что звучит? - Где постучали? Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. .Детям предлагаются следующие виды упражнений: - Слушай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед) Считай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке) - Считай и показывай(сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой, с детьми, которые не знают цифры, но умеют считать до трех предложить сигнальчики в виде домиков с одним, двумя и тремя окошками) - Будь внимателен Сравнение ритмов(считаем хлопки и ищем различия) На этом этапе и на всем протяжении пребывания ребенка в коррекционной группе проводится работа по формированию общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, бег, ходьба. Эти упражнения проводятся на музыкальных занятиях и логопедической ритмике.
-
Следующий вид работы на подготовительном этапе - различные упражнения на: 1.развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры) 2.развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки) 3. переключение(продолжи строчку), дети пишут их в тетрадях. Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как: Начало – середина – конец Перед – за – после – между Первый – последний Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. По рекомендации логопеда Э.В.Рыбиной для уточнения данных понятий используется русская народная сказка «Репка». Проводится игра – драматизация сказки и работа над ответами на вопросы: Кто тянул репку первым? Кто стоял между бабкой и Жучкой? Кто стоял за дедом? Кто прибежал на помощь последним? Вначале эти понятия уточняются с помощью фигурок настольного кукольного театра « Репка», а затем при непосредственном участии самих детей.
-
В начале работы детей учат: Выделять определенный гласный звук из звукового ряда; проводятся игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др. Правильно артикулировать гласные звуки – вводятся: Звуковые символы для каждого гласного звука, учитывая особенности его произнесения: Звук А - рот широкий, большой, круглый Звук У - губы вытянуты «трубочкой», рот маленький, круглый Звук О - губы овальные Звук Э - рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку Звук Ы - рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку Звук И - губы улыбаются Работа на уровне слога ведется как на непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты. В работу включаются следующие игры и упражнения: «Слушай и хлопай» - логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па. «Слушай и считай» - ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой.и тд.
-
Работа на уровне слова начинается с умения отличать слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор выделяет следующие типы слоговой структуры слов (13 классов) и, в соответствии с этим, определяет последовательность работы, соответствующую уточнению контура слова: Двусложные слова из открытых слогов(вата, вода). Трехсложные слова из открытых слогов (лопата, собака). Односложные слова из закрытого слога (мак, лук) Двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник) Двухсложные слова со стечением в середине слова (банка, юбка) Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос) Трехсложные слова с закрытым слогом (колобок, самолет) Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, кузнечик) Трехсложные слова с двумя стечениями (матрешка, избушка) Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, хлеб) Двухсложные слова с двумя стечениями (звезда, штанга) Четырехсложные слова из открытых слогов (пианино, ежевика).
-
При обучении детей делению слов на слоги вначале не требуют от них никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются делению слов на слоги неосознанно; деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова, которое связывается с одновременным отхлопыванием слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол, подбрасыванием его вверх и т. д. проводятся следующие игры: «Хлопочки» - дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки. « Прошагай слова» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог - шаг. «Дирижер» - дети должны продирижировать слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками. «Телеграфисты» - дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам. «Пальцы - альпинисты» - детям предлагается « прошагать» пальчиками по кружочкам пирамиды. «Эхо» - водящий произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его по слогам и передает его соседу. Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти слова, правильно произносятся детьми: например, в работе по автоматизации звука С вначале ребенок проговаривает слоги со стечением согласных, затем с этими слогами слова, а затем слова вводятся в предложения: СТА – СТО - СТУ - СТЫ Стакан – тесто – ступка – кусты Стул стоит у стола. Суп стынет в миске. Ставьте стакан на место.
-
При непосредственной непрерывной образовательной деятельности по обучению детей элементам грамоты большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов. С целью упражнения детей в определении количества слогов в слове проводятся следующие игры: «Кто в домике живет» «Сколько в доме этажей» «Посели слово» «Кто больше?» «Придумай начало слова» «Составь слог по картинкам» и т.д. Таким образом, проводимая работа по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с речевой патологией направлена на предупреждение дисграфии у младших школьников. Она должна вестись длительно, систематизировано, с учетом ведущего вида деятельности детей - игры, с применением наглядности на всем этапе пребывания ребенка в коррекционной группе детского сада.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Создана система работы по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием средств языка, которую осуществляют во взаимодействии учитель – логопед, воспитатель, музыкальный и физкультурный руководители, педагог – психолог, родители. В системе работы по формированию слоговой структуры слова применены технологии З.Е. Агранович., Т.А. Ткаченко., С.Е. Большаковой. В кабинете логопеда создана картотека игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова; Реализация задач осуществляется через подгрупповую и индивидуальную работу с детьми; Подобрано методическое обеспечение, составлен перспективный план для непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе групп; Проводились консультации для педагогов групп общей и компенсирующей направленности по постановке слоговой структуры слова, по работе над артикуляцией гласных звуков и обучению работе по схемам. Проведено несколько открытых занятий для педагогов групп общей и компенсирующей направленности по конспектам, на которых была наглядно представлена технология формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием средств языка старшего дошкольного возраста; Родители были ознакомлены с системой работы логопеда по формированию слоговой структуры слова, просвещены о значимости преемственности использования игр и упражнений в детском саду и дома. В течение работы по данному направлению и обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку регулярно проводились индивидуальные консультации с родителями; Эффективность работы по формированию слоговой структуры слова доказана показателями диагностики: В начале первого года обучения в группе компенсирующей направленности из 16 дошкольников: - высокий уровень - 2 ребенка - средний уровень – 9 детей - низкий уровень – 5 детей В конце второго года обучения в этой же группе: - высокий уровень – 9 детей - средний уровень – 5 детей - низкий уровень – 2 ребенка Результаты работы наглядно продемонстрированы на следующей диаграмме:
-
Результаты работы наглядно продемонстрированы на следующей диаграмме: Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
-
Cписок литературы: 1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт –Петербург, 2000 г. 2.Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками. – Москва,1996 г. 3.Васильева С., Соколова Н. логопедические игры для дошкольников. – Москва, 1999 г. 4.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – Москва.1991 г. 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Логопедия. – Екатеринбург. 1998 г. 6.Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей/ Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. – Москва. 1979 г. 7. Кольцова М. Ребенок учится говорить. – Москва. 1973 г. 8.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – Спб.; Гиппократ. 1995г. 9. Логопедия/ Под редакцией Л.С.Волковой. – М.;Просвещение.1989 г. 10. Румянцева Л.И. Значение ритмико – слоговой структуры слова в процессе чтения. – М., 1952 г. 11. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей. – М., 2005 г. 12. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 5 лет к пособиям « Учимся говорить правильно». М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г. 13. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.; Издательство ГНОМ и Д. 2001 г. 14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва. 1988 г.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.