Содержание
-
Аутизм. Как с ним быть? МБДОУ «Д/с №28» Учитель-логопед: Сейидова Е.В. г. Коркино, 2018 г.
-
Сущность аутизма
Аутизм — особенность психического развития человека. Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
-
АУТИЗМ: болезнь или гениальность?
В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft»10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft»- имеют аутизм.
-
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
-
ASD РАСРДАаутизм Каннерааспергер
Используемые термины для обозначения аутизма
-
Триада нарушений
Коммуникативные функции. Социальные взаимодействия. Стереотипии, которые приводят к самостимуляциям.
-
Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия
двигательные; речевые; пространственные; социальные; игровые.
-
Внешние проявления синдрома детского аутизма
предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка; трудности установления глазного контакта; стереотипность в поведении; поглощенность однообразными действиями; пристрастие к одним и тем же предметам; особая характерная задержка и нарушение развития речи; раннее проявление указанных расстройств.
-
Особенности отклонений в поведении.
Не выносит громких звуков. Раздельное восприятие: или слышит, или видит. Показывает Вам рисунок стороной к себе – очень трудно понимание чужого сознания. Бьёт маму,окружающих – не понимает, что больно. Не понимает лесть, ложь. Не улавливает интонацию. Надо объяснять, почему я его погладила по голове – не может «читать мысли». Каждая деталь прорисована, сюжета нет.
-
Особенности отклонений в речевом развитии при аутизме.
мутизм (полное или частичное отсутствие речи); -эхолалии, речевые штампы, речевые стереотипии; -отсутствие использования местоимения первого лица; -развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3-х лет); -преобладание монологической речи и аутодиалогов.
-
Причины возникновения и развития аутизма.
- врожденные биологические факторы, например, мозговая дисфункция; - недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей; - хромосомные аномалии и нарушения обмена
-
ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ(Гипердиагностика)
Глухота, слепота Умственная отсталость Моторная и сенсорная алалии (отсутствие речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи) Шизофрения Нарушения общения
-
Группы РДА
I – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки: эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; реакция на внешние раздражители слабая; может присутствовать мутизм (отсутствие речи); типична мимическая маска глубокого покоя; характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); избегание сильных стимулов, вызывающих страх (звук, яркий свет, прикосновение и т.д.).
-
II ГРУППА.
Характерные признаки: присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чрезмерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни.
-
III ГРУППА.
Характерные признаки: наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; способность выразить свои потребности посредством речи; конфликтность; поглощенность одним и тем же занятием; большой словарный запас “книжного характера”; парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
-
IV ГРУППА
Характерные признаки: способность к общению; интеллектуальные функции сохранны; чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; присутствие ритуальных форм поведения; круг общения ограничен близкими взрослыми; трудности в усвоении двигательных навыков.
-
ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО:(ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ МЕТОДИКИ)
АВА - терапия Социальная адаптация PECS
-
АВА - терапия
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
-
PECS
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Когда вы введете ПЕКС, ваш ребенок подумает: «Ух ты! Вы выучили мой язык картинок! Теперь я быстрее выучу ваш язык. Вы-молодцы! Я горжусь вами!»
-
Модель DIR
Медицинская помощь. Формальные сессии DIRFloortime. Эрготерапия (это исцеление через деятельность) «Сенсорная интеграция» Физическая терапия. Речевая терапия. Специальное образование. Музыкальная терапия. Другие специфические звуко-речевые, моторные, сенсорные методы терапии. Оптиометрический кабинет.
-
Задачи общего коррекционного воздействия
уход ребенка от примитивной, однообразной деятельности и становление направленной деятельности; переход от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков; постепенный переход от индивидуальных занятий к групповым.
-
Основные задачи логопедической работы при аутизме: • установление эмоционального контакта с ребенком; • активизация речевой деятельности; • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации; • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
-
Этапы коррекционно-развивающей работы: 1 этап - диагностический; 2 этап -составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течении учебного года; 3 этап – коррекционные занятия; 4 этап – подведение итогов воспитания и обучения ( конец учебного года).
-
Направления логопедической коррекции при аутизме: 1. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). 2. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи). 2.1. Провоцирование непроизвольного подражания действиям, мимике, интонации взрослого. 2.2. Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции. 2.3. Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция). 3. Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма.
-
Таким образом, на логопедических занятиях с детьми – аутистами проводится коррекция по: • формированию целенаправленного поведения и пониманию речи; • комплексному развитию речи и предметной деятельности, а также обучению адекватным жестам; • развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания; • вызыванию вокализации, стимуляции звукоподражания и речи; • развитию активного и пассивного словарного запаса; • развитию мелкой моторики.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.