Содержание
-
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практикум
-
Вспомните определение БСП
БСП – это предложений, состоящее из двух и более частей, соединенных только с помощью интонации. На границе частей БСП могут стоять различные знаки препинания: Запятая Точка с запятой Двоеточие Тире
-
Знаки препинания в БСП
ЗАПЯТАЯ Перечисление при одновременности или последовательности действий (= И) Внутри частей нет осложнений ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Части далеки друг от друга по смыслу (= точке) Внутри частей есть осложнение (свои знаки препинания)
-
ДВОЕТОЧИЕ Значение причины (= потому что) Значение уточнения, пояснения (= а именно) Значение дополнения (= и увидел, и услышал)
-
ТИРЕ Значение противопоставления (= а, но) Значение времени или условия (= если... – то… = когда… - то…) Значение следствия ( = следовательно)
-
Объясните постановку знаков препинания на границе частей БСП
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичное зернышко. Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови – все молчат.
-
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку
Весна затягивалась (…) то теплело, то ударял мороз. Стоило вглядеться в эту картину (…) в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Я посмотрел назад (…) то был мой старый приятель и товарищ.
-
Настанет вечер (…) загорятся на небе звезды. Май холодный (…) год хлебородный. Ввысь взлетает сокол (…) жмется уж к земле. Спать долго (…) жить с долгом. Он поднял глаза (…) маленькое облачко неприметно неслось по небу.
-
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, начертите схему предложения
Фонарей на этой захолустной улице не было (…) Павел шагал наудачу (…) раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился (…) боль мешала думать.
-
Проверьте себя
Фонарей на этой захолустной улице не было – Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. [ ]–(следовательно)[ ];(= точке)[ ]:(потому что)[ ].
-
Из данных простых предложений составьте несколько сложных, используя различные средства связи
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
-
Среди предложений найдите БСП, запишите его номер
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
-
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)
-
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
-
Это был дом, каких множество на улицах Соломбалы. (2) Во дворе за забором на ветвях молодых тополей робко проступала зелень будущей листвы - лето запаздывало. (3) Слышалось прерывистое повизгивание пилы. (4) Из глазка-отверстия в крашенной охрой калитке свисал кончик тонкой веревки с узелком. (5) Подталкивая друг друга, мальчики в нерешительности поглядывали на окна с белыми полотняными занавесками. (Е.Коковин)
-
Проверьте себя
4 4 1, 5 (?) 4
-
Домашнее задание
Повторить ССП, СПП. Повторить п.п. 23 – 26. Упр. 236.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.