Содержание
-
Сложное бессоюзное предложение
-
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
-
В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями): I. Перечислительные II. Причинные III. Пояснительные IV. Пояснительно–изъяснительные V. Сопоставительно-противительные отношения VI. Условно-временные VII. Следствия Виды отношений между простыми предложениями
-
(перечисляются какие-то факты, события, явления): [Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и. Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений Перечислительные:
-
(второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины. Причинные
-
(второе предложение поясняет первое): 1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) 2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно. Пояснительные
-
(второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — [ ]: [ ]. 2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) — [ ]: [ ]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...). Пояснительно-изъяснительные
-
(содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [ ], [ ]. 2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но. Сопоставительно-противительные
-
(первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): 1) [Любишь кататься] — [люби и саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ]. 2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним] (А. Чехов) - [ ]- [ ]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени. Условно-временные
-
(второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом): [ Мелкий дождик сеет с утра ] — [выйти невозможно] (И. Тургенев) — [ ] – [ ]. Следствия
-
-
Упражнения
-
Жарко светило солнце _ блестели радугами стаканы _ блестели горы _ город. , Упражнение №1 , ,
-
Трескался лед _ снег шуршал _ о каменную стену сторожки _ и скрипел под ногами. Упражнение №2 , ничего v ничего v
-
Снег слепил лицо _ порошил глаза _ ветер вертел его седыми вихрями _ вокруг труб миноносца. Упражнение №3 , , ничего v
-
На улице ветер _ все качается _ стонет _ гремит. Упражнение №4 , , ,
-
Я закрывал окна _ выходящие на канал _ и спрашивал _ не затопить ли камин. Упражнение №5 , , ,
-
Упражнение №6 Дорога вилась передо мною _ между кустами орешника _ уже залитыми мраком _ я продвигался с трудом. , ничего v ;
-
Упражнение №7 В глазах у меня потемнело _ голова закружилась. ,
-
Застучали колеса _ на переходе мелькнул огонь _ будка вынырнула из темноты _ и опять пропала. Упражнение №8 , , ничего v
-
Слабо шуршала _ падали шишки _ вздыхая _ шумел лес. Упражнение №9 , , ;
-
Я доверяю любящим _ они великодушны. Упражнение №10 :
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.