Содержание
-
Деепричастие как часть речи.
Почему так названо?
-
Тетерев сел на самом верху, где сук ели сложился, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М.Пришвин)
-
Причастно к
Глаголу (от него образуется) Вид Вопрос: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие Возвратность Переходность Зависит от глагола Наречию: Зависит от глагола («Довесок к сказуемому») Является обстоятельством Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?
-
Деепричастия несовершенного и совершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши
-
Правильно употребляй деепричастия.
Основное действие, обозначенное глаголом - сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.
-
Спишите, исправляя ошибки, если они есть.
Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шел дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.
-
НЕ с деепричастиями.
НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.
-
Допиши НЕ.
…давши слово, крепись, а давши, держись. …зная броду, …суйся в воду. …убив медведя, шкуры …продают. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …вытащив невода, рыбою…хвались.
-
Понятие о деепричастном обороте.
Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)
-
Заменить причастный оборот деепричастным.
Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.
-
Знаки препинания при деепричастном обороте.
1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Увидев меня, он остановился. Возвратясь, он велел подавать свою карету.
-
2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.
-
Примечание к правилу.
Фразеологические обороты не выделяй запятыми: Сломя голову Засучив рукава.
-
Расставьте знаки препинания.
Чему научится он служа в Петербурге. Отдохнув пустились мы далее. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.
-
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Войдя в аудиторию, 1) мной была совершена ошибка; 2) профессор поздоровался со студентами; 3) не каждым соблюдается тишина; 4) у нас возникло чувство страха.
-
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
. 1) у меня затряслись руки; 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ; 3) я долго не мог уснуть; 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку. Прочитав подобную клевету
-
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отдохнув несколько дней, 1) я вернулся к обычной работе; 2) мною была прочитана книга; 3) часто забываются все дела; 4) у нас появились новые силы.
-
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Гордо подняв голову, 1) не видится ошибок; 2) у всех возникло чувство обиды; 3) она вышла из комнаты; 4) мною был никто не замечен.
-
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обучив лошадь всем премудростям выездки, 1) наездника ждет заслуженная награда; 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь- всадником; 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе; 4) можно было выходить на соревнование.
-
Повторение изученного в разделе «Деепричастие».
Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: По лощинам звезды отражая Ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая Осторожно тянутся гурьбой. А весна в заледеневшей роще Ждет зари дыханье затая.
-
Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.
Гром грохотал (не)переставая. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.
-
Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия.
Сомневаться Отдохнуть Снять Принять Кипеть
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.