Содержание
-
Учитель-логопед МБДОУ № 126 г. Казани Гильфанутдинова Э.Р . Семинар-практикум «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ ) «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» Казань, 2015
-
2 Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский
-
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Специфика работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно – воспитательные задачи. Основная задача учителя-логопеда ДОУ - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего общим недоразвитием речи (ОНР). У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) . Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником. 3
-
Задачи экологического воспитания
Воспитатель формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику. развитие познавательного интереса к природе формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения воспитание бережного отношения к природе развитие чувства эмпатии к объектам природы формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями воспитание восприятие себя как части природы. формирование навыков рационального природопользования и желания охранять и беречь природу Учитель-логопед Активное поддержание воспитателя в решений этих задач, решая и коррекционные задачи: формировать звукопроизношение развивать фонематическое восприятие обогащать словарный запас преодолеть аграмматизм формировать слоговую структуру слов развивать связное речевое высказывание развитие восприятие, внимание, память, мышление 4
-
Методы экологического воспитания:
наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций). словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы). практические (экологические игры). 5
-
Дидактические эколого-речевые игры в работе учителя-логопедаЦель: развитие словаря и грамматического строя речи у дошкольников; сформироватьу дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
«Съедобное – несъедобное» 6
-
«Когда это бывает? »
7
-
Рассматривание картин помогает развивать монологическую речь детей, обучение которой строится по следующим видам рассказов:
Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Огурец», «Собака», «Первоцветы», - Описательный рассказ, построенный на сравнении разных предметов («Яблоко и груша», «Ель и береза», «Корова и кошка») - Описательный рассказ о времени года («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени? ») ; - Составление творческих рассказов по воображению («Кто самый сильный? », «Путешествие на Север», - Составление творческих рассказов из личного опыта («Как наша семья отмечала Масленицу», «Как мы поздравим мам и бабушек», - Составление коллективных описательных рассказов по фотографиям и репродукциям картин известных русских художников («Защитники Отечества», «Три богатыря» В. М. Васнецова) - Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной») . 8
-
Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые гимнастики экологического содержания.У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)Чтоб стал красив он и высок,Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)Должны работать корешки! (изображают “корни”)
9
-
Особое место в работе уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
- на стенде вывешивается информация о лексической теме недели (обогащение словаря, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи) ; тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года; экологический конкурс, например «Книжка-малышка» (загадки, стихи, рассказы, рисунки о каком-то времени года) ; консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания». Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. 10
-
Список литературы
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М: Гном, 2014. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. :«Детство-пресс», 2006. 3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Николаевой. М. : Педагогическое общество России, 2007. 4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) .СПб. : СОЮЗ, 1999. 5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003. 6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. 11
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.