Содержание
-
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ
Консультация для педагогов ДОУ
-
-
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и грамматически правильно.
-
Младенчество
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. К 1,5 Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.
-
Ранний возраст
К 2 годам появляются грамматически оформленные предложения до 3-4 слов К 3 годам расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). На третьем году жизни дети начинают пользоваться диалогической формой речи Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
-
Средний дошкольный возраст
В возрасте с 3-5 лет большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей.
-
В старшем дошкольном возрасте развитие связной речи достигает довольно высокого уровня
В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища совершенствуются умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
-
I этап – подготовительный (первый год жизни). II этап – развитие понимания речи (второй год жизни) III этап – развитие фразовой речи. IV этап – переход к монологической речи. Выделяют 4 этапа формирования связной речи:
-
Развитие монологической речи
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
-
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия),которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Для диалога характерны: а) разговорная лексика;б) краткость, недоговоренность, обрывистость;в) простые и сложные бессоюзные предложения;г) кратковременное предварительное обдумывание;д) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов,устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;е) использование жестов, мимики, поз.
-
Собственно речевые умения Умения речевого этикета. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов. Можно выделить несколько групп диалогических умений:
-
Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.
-
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наглядные Словесные - наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов -нетрадиционный метод – метод наглядного моделирования -заучивание наизусть; - пересказ; - составление различных видов рассказов; - беседы
-
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯСВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Словесные - речевой образец повтор вопрос Наглядные -организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка совет исправление реплика замечание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.