Содержание
-
Фонетика
Повторение, обобщение материала
Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области
pptcloud.ru
-
Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»
Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).Здесь живет такая-то буква?Да.Не могли бы вы сейчас поработать?А как?Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...В начале слова не работаю.А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...Простите, в таких местах не бываю.Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?Какие это буквы, будьте добры?..Первая - Н, а за ней -Ч.Нет, туда не пойду.А после Ч? Перед Т?Если в глаголе - тогда с удовольствием.Нет, в существительном.Ничем не могу вам помочь.Дверь захлопнулась.Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?
-
Автор данного текста,
Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.
-
Справка
Михаи́л Ви́кторович Пано́в(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.
-
Закончи фразу
- Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
- Звуки мы …., а буквы …..
- В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
- Не обозначают звуков буквы …. .
- Шипящие звуки …. .
- Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
- Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
-
Найди звук, соответствующий определенной характеристике:
- всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
- всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
- сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
- не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В
-
Игра «Рассели «жильцов»
- Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
- В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
- Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
- В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
-
Звук под маской
Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?
-
Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста,
помоги ему. Объясни его ошибку.
- флаг
- краб
- вокзал
- просьба
- молотьба
- грядка кружка резкий
-
Звуки – смыслоразличители.Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).
-
Сформулируй вывод.
Дым на улице стоит, Дом из труб его валит.На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка.В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд.Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки.Путник в город шел мешком.Вы слыхали о таком?Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!
-
Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок,
в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».
-
Ключ к метаграмме
Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот
-
Игра «Наоборот»
Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова Лён– цифру;
- из слова Лей – название дерева;
- из слова Люк – большой мешок;
- из слова Ток – домашнее животное;
- из слова Шёл – неправду.
-
Отгадай загадку!
Без досок, без топоровЧерез реку мост готов,Мост – как синее стекло,Скользко, весело, светло.
Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
Сколько раз встречается звук [с]?В саду рос куст роз.
-
Подбери пару
К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
- Доска - тоска
- вол -
- ноты -
- роль -
- жар -
- дрель -
- гонец -
- быль –
зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.
-
Волшебная сила звука
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…
-
Вывод:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись— применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.
-
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`аз и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`ор т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
-
Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского
литературного произношения, в частности нормы ударения?
Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.
-
Как называется система правил о написании слов и их частей?
Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … .Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша],к-[ка], р - [эр].
-
Подводим итоги урока.
Закончи фразу
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
-
Домашнее задание (на выбор):
- сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
- придумать (подобрать) другие игры по теме;
- придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр;
- составить задания – тесты по теме;
- устный развёрнутый ответ по одной из тем:
- Звукопись;
- Аллитерация;
- Особенности русского ударения.
-
Использованная литература
Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.