Презентация на тему "Фонетика" 5 класс

Презентация: Фонетика
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, которая познакомит учащихся с фонетикой и ее ролью и особенностями. Учитель в игровой манере, опираясь на тематические сказки, игры и шарады, предлагает детям изучить основные моменты, которыми занимается фонетика.

Краткое содержание

  • Знакомство с фонетикой
  • Лингвистическая сказка
  • Метаграмма, ребусы
  • Игровая форма подачи
  • Задание для самостоятельной работы
  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Автор
    Ахметова В.В
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык фонетика
  • Конспект
    Отсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Фонетика
    Слайд 1

    Фонетика

    Повторение, обобщение материала

    Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

    Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).Здесь живет такая-то буква?Да.Не могли бы вы сейчас поработать?А как?Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...В начале слова не работаю.А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...Простите, в таких местах не бываю.Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?Какие это буквы, будьте добры?..Первая - Н, а за ней -Ч.Нет, туда не пойду.А после Ч? Перед Т?Если в глаголе - тогда с удовольствием.Нет, в существительном.Ничем не могу вам помочь.Дверь захлопнулась.Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

  • Слайд 3

    Автор данного текста,

    Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.

  • Слайд 4

    Справка

    Михаи́л Ви́кторович Пано́в(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.

  • Слайд 5

    Закончи фразу

    • Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
    • Звуки мы …., а буквы …..
    • В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
    • Не обозначают звуков буквы …. .
    • Шипящие звуки …. .
    • Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
    • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
  • Слайд 6

    Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

    • всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
    • всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
    • сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
    • не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В
  • Слайд 7

    Игра «Рассели «жильцов»

    • Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики
    • В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
    • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
    • В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
  • Слайд 8

    Звук под маской

    Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].

    Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.

    Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

  • Слайд 9

    Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста,

    помоги ему. Объясни его ошибку.

    • флаг
    • краб
    • вокзал
    • просьба
    • молотьба
    • грядка кружка резкий
  • Слайд 10

    Звуки – смыслоразличители.Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.

    Тает снег, течет ручей,

    На ветвях полно врачей.

    Миша дров не напилил,

    Печку кепками топил.

    На болоте нет дорог,

    Я по кошкам – скок да скок.

    Забодал меня котел,

    На него я очень зол.

    Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

  • Слайд 11

    Сформулируй вывод.

    Дым на улице стоит, Дом из труб его валит.На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка.В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд.Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки.Путник в город шел мешком.Вы слыхали о таком?Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

  • Слайд 12

    Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок,

    в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

  • Слайд 13

    Ключ к метаграмме

    Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

  • Слайд 14

    Игра «Наоборот»

    Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:

    • из слова Лён– цифру;
    • из слова Лей – название дерева;
    • из слова Люк – большой мешок;
    • из слова Ток – домашнее животное;
    • из слова Шёл – неправду.
  • Слайд 15

    Отгадай загадку!

    Без досок, без топоровЧерез реку мост готов,Мост – как синее стекло,Скользко, весело, светло.

    Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?

    Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?

    Сколько раз встречается звук [с]?В саду рос куст роз.

  • Слайд 16

    Подбери пару

    К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

    • Доска - тоска
    • вол -
    • ноты -
    • роль -
    • жар -
    • дрель -
    • гонец -
    • быль –

    зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

  • Слайд 17

    Волшебная сила звука

    Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.

    Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

  • Слайд 18

    Вывод:

    определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.

    Зву́копись— применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».

    К. Д. Бальмонт.

    Звукоподражание шелесту, шороху.

  • Слайд 19

    Рассказ школьного портфеля.

    Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`аз и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`ор т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня?

    (Ю. Тимянский)

  • Слайд 20

    Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского

    литературного произношения, в частности нормы ударения?

    Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.

  • Слайд 21

    Как называется система правил о написании слов и их частей?

    Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .

    Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….

    Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … .Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша],к-[ка], р - [эр].

  • Слайд 22

    Подводим итоги урока.

    Закончи фразу

    • Сегодня я узнал…
    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я выполнял задания…
    • Я понял, что…
    • Теперь я могу…
    • Я научился…
    • У меня получилось …
    • Я попробую…
    • Меня удивило…
    • Мне захотелось…
  • Слайд 23

    Домашнее задание (на выбор):

    • сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
    • придумать (подобрать) другие игры по теме;
    • придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр;
    • составить задания – тесты по теме;
    • устный развёрнутый ответ по одной из тем:

    - Звукопись;

    - Аллитерация;

    - Особенности русского ударения.

  • Слайд 24

    Использованная литература

    Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.

    В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.

    В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке