Презентация на тему "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей детских садов"

Презентация: Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей детских садов
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.69 Мб). Тема: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей детских садов". Предмет: русский язык. 9 слайдов. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    9
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей детских садов
    Слайд 1

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников Консультация для воспитателей детского сада Подготовила учитель- логопед Кравцова С.С.

  • Слайд 2

    Грамматический строй речи – это * Владение приемами словоизменения и словообразования * Умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова  Эти умения делают нашу речь организованной и понятной для окружающих. 

  • Слайд 3

    За счет чего речь ребёнка становится правильной? * врожденное языковое чутье; * нахождение в благоприятной языковой среде, дающей образцы грамотной речи; * форма общения взрослых между собой; * стиль общения педагога с детьми; * специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. Важно не только включение в занятия с детьми заданий для развития грамматического строя речи, но и пример культурной, грамотной речи воспитателя! Забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.

  • Слайд 4

    * морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам); * словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п); Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: * синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

  • Слайд 5

    Дидактические игры для развития грамматического строя речи * «Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). («У меня есть волшебная палочка. К чему бы она ни прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -…» и т.п.); * «Волшебная палочка» или «Великаны» (образование имен существительных с помощью суффикса –ищ: (1-ый вариант: Волшебная палочка делает всё огромным; 2-ой вариант: Мы пришли в гости к Великану, там все огромное: кровать – кроватище, заяц– зайчище, снег– снежище… и т.п.); * «Прятки» (употребление предлогов: над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом). Взрослый прячет предмет, например, игрушку мишку под стул, ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»; * «Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п. Взрослый: «У меня две конфеты». Ребенок: «А у меня пять конфет» (словоизменение); * «Монстрик». «Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь его и скажи пра-вильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице) (составление предложений по опорным схемам). * «А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?) (словоизменение) * «Чей, чья, чье, чьи?» (образование притяжательных прилагательных по образцу) Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя … Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика … * «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных) Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега

  • Слайд 6

    * «Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет готовит из продуктов для ребят обед (словообразование) Варенье из вишни… Пирог из слив… Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха * «Где хранится?» (словообразование) хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …, перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в… * «Скажи ласково» Черный - черненький Холодный -… Новый -… Лёгкий -… Сладкий -… Грязный -… Добрый -… Тонкий -… и т.п. * «Что делает?» (образование и использование в речи глаголов с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (например, машина и гараж) или соответствующие картинки: «Назови действия»: ходит- уходит- заходит- переходит- входит машина- едет, подъезжает, заезжает, переезжает, корабль – плывет, переплывает, уплывает…самолет – летит, перелетает, подлетает… * «Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). * «Кто (или что) делает это?» Образование сложных слов (словообразование) Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -… * «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о… * «Чем делают?) (употребление существительных в творительном падеже) Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? * «Один – много» (употребление существительных во множественном числе) Дом- дома, рука- руки, окно- окна, стул – стулья… * «Много – один» (употребление существительных в единственном числе) Столы- стол, губы- губа... * «Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже) В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много мячей, не одна кукла, а много… В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п. 

  • Слайд 7

    * «Про что можно сказать…» Большой - … (стол, нос, палец…); большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - … (согласование прилагательного с существительным в роде, числе) * «Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке. * «Измени предложения по образцу»: Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …Он хочет есть – они … * «Прятки» Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом). Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?» * «Добавь словечко» Правильно ли я сказала? Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа. Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор. Брат пришёл … школы. Береза растёт … дома. Ложка упала … стола. Спортсмен добежал … финиша. Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом. «Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п. * «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки. * «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты. * «Есть-нет». У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей. У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.

  • Слайд 8

    Уважаемые воспитатели! При подготовке к занятиям по развитию речи всегда учитывайте возраст детей, а также уровень их речевого развития.

  • Слайд 9

    Во второй младшей группе основным в работе педагога является развитие лексического строя речи (накопление и активизация словаря, который становится базой для развития грамматического строя речи). Ведущим приемом является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его. Регулярно организовывайте игры на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных. В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает значительно больше места и имеет важнейшее значение для всего последующего развития детей. Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. В старшей группе у детей должны быть усвоены основные грамматические формы: падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по числам и родам. Дети в своей речи пользуются сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений вызывают затруднения. Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же, как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности. Большое внимание уделяется составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин. Педагог должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы слов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке