Содержание
-
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №355. (МБДОУ №355) Солдатовой Юлии Александровны на тему: «Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр» г.Нижний Новгород 2015 г
-
ЦЕЛЬ:Формирование грамматической стороны речи у дошкольников среднего возраста с нарушением зрения.
ЗАДАЧИ: Упражнять детей в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных; Упражнять детей в умении образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением; Побуждать употреблять формы повелительного наклонения глаголов; Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.
-
В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе. Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей них грамотной речи. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра как вед вид д-ти дидактическая игра. Проблемой формирования грамматического строя речи у дошкольников занимались: К.Д. Ушинский, А.П.Усова, А.Н.Гвоздев, Е.И. Тихеева, Е.А.Флерина, В.В.Гербова.
-
Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?:
общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов); трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения; запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей); педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
-
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕЧИ -
это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. «Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка» К.Д.Ушинский
-
Этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
-
Приемы работы с детьми:
Речевой образец воспитателя; Объяснение, пояснение; Указание; Словесное упражнение; Повторение; Подсказ нужной формы; Создание проблемных ситуаций; Исправление ошибок воспитателем и детьми; Вопрос (вопросы подсказывающего, оценочного характера); Оценка детской речи; Напоминание, совет, замечание; Реплика; Показ предмета, игрушки; Художественное слово воспитателя; Сюрпризный момент.
-
Система работы с детьми
Направления работы Игры «Животные и их детеныши» «Один – много» «Назови ласково» «Большой – маленький» «Зоопарк» «Попроси мишку» «Поиграй с роботом» «Опиши предмет» «Закончи предложение» «Что сначала, что потом» и др. «Что изменилось» «Чего не стало»
-
Классификация дидактической игры( по развитию речи)
Словесные (высказывают свои мысли, суждения, делают выводы, умозаключения), «Найди пару», « Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом»; «Поле чудес», «Словесные снежки» Настольно-печатные Лото «Домашние животные», «Фрукты-овощи», «Четвертый лишний», «Чей листочек», «Играйка», «Исправь ошибку» С предметами (сравнивать, находить сходство, различия; закреплять свойства, признаки предметов) « Угадай по описанию», Веселый счет», «Наша улица», «Вершки и корешки», «Большущий и маленький»
-
Структура дидактической игры
Дидактическая задача Игровая задача Игровые действия Правила игры Подведе-ние итогов (результат)
-
Взаимодействие со специалистами
-
Учитель-логопед Игра «Закончи фразу» -Педагог-психолог Игра «Непослушные мышата» Составление рассказа по сюжетной картине. Муз.руководитель Разминочка - распевочка Воспитатель. Игра «Один – много»
-
Работа с родителями
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДОСУГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ * Семинары-практикумы «Как организовать занятия по развитию речи дома»; * «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и речи»; * Родительское собрание «Игра – источник развития ребенка», * «Воспитание ребенка средствами родного языка», * Консультации «Речевые игры в кругу семьи», «Развиваем речь с помощью скороговорок»; * Педагогическая гостиная « Как научить ребенка общаться, если он не говорит». •Экскурсии в школу № 66, в библиотеку; •Конкурс «Сочиняем сказку»; •Выставка «Книжки-малышки»; •Праздник правильной речи «Ловкий грамотей»; •Анкетирование: «Развитие речи Вашего ребенка», «Какие трудности испытывают родители в обучении ребенка правильной речи»; «Готов ли Ваш ребенок к школе?» •«Почтовый ящик»; •Информационные памятки, советы в родительский уголок «Советы логопеда», «Речевые игры», «Как готовить ребенка к школе?», «Семья на пороге школьной жизни».
-
Результаты работы с дошкольниками
Научились согласовывать слова в роде, числе и падеже; Овладели навыком составления распространенных предложений; Сформировалось умение образовывать форму множественного числа существительных; Овладели умением образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением; Появилась потребность оценивать свою речь, замечать и исправлять ошибки у товарищей.
-
Литература
Общеобразовательная программа МБДОУ № 355; «Занятия по развитию речи в средней (старшей) группе детского сада» - В.В. Гербова; A.M. Бородич «Методика развития речи детей»; Е.И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; «Занимательная грамматика» - Из серии «Я хочу учиться», А. В.Грачева Международный образовательный портал МААМ.RU http:///www.maam.ru/ Педагогический интернет – портал О ДЕТСТВЕ http:///www.o-detstve.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.