Содержание
- 
              
            
 Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Ребята! 
- 
              
            
 Крылатые слова и выражения. Урок по фразеологии. Учитель: Т.Ю. Векшина 
- 
              
            
 Фраз хоровод крылатый Опять летит к ребятам. " Попробуйте - ка, братцы, Во всех нас разобраться! Значенья првильно понять, Почаще всё употреблять, Обидно нам бывает, Когда нас забывают". 
- 
              
            Откуда берутся фразеологизмыИсконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голыйкороль Счастливые часов не наблюдают Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю 
- 
              
            
 "В добрый час" Идёт Маруся в первый классВолнуется ужасно.Все ей желают: «В добрый час! Не хмурь бровей напрасно». "В добрый час" - это пожелание удачи, благополучия при начинании какого-нибудь нового дела. 
- 
              
            
 В один присест Макс голодный как собака! Съел пельмени, два блина, Колбасу, рогалик с маком- Он и целого слона, Коль голодным будет, съест, Не моргнув, в один присест. «В один присест» – значит сразу, за один раз. 
- 
              
            
 "Глухая тетеря" Подружка подружке всё утро звонит, Но та к телефону совсем не спешит. Когда же и та дозвониться пытается, Подружка услышать её не старается. Я в эту историю сразу поверю, Ведь обе подружки – глухие тетери. «Глухая тетеря» - так называют человека, который ничего не слышит, всё пропускает мимо ушей. 
- 
              
            
 "Забить тревогу" Петух наш бдителен всегда, Чуть что забьёт тревогу: «Лиса в курятнике! Беда! Спешите на подмогу!» «Забить тревогу» - значит обратить всеобщее внимание, громко просить о помощи, если грозит опасность и ты стремишься её предупредить. 
- 
              
            
 "Собачий холод" Наташа Петрова гулять мастерица, Но лютого холода очень боится. Подружка её погулять приглашает, Наташа в ответ головою качает: «Я лучше сейчас порешаю задачи, Гулять не пойду, ведь холод собачий». «Собачий холод» - так говорят о сильном морозе, когда на дворе очень – очень холодно. Не погуляешь! 
- 
              
            
 "Заварить кашу" Очень любит Галя наша Заварить покруче кашу. Вдруг придумает такое, Что ребятам нет покоя. Успокойся, что ли, Галка, Разве нас тебе не жалко? «Заварить кашу» - означает затеять сложное хлопотливое дело, которое не обойдётся без суеты и неразберихи. 
- 
              
            
 "Заткнуть за пояс" Мишка и Лёшка на всех переменах В драку бросаются всенепременно. И побольней норовит каждый пнуть, И посильней тумаком угостить, Видно друг друга за пояс заткнуть Каждому хочется чтоб победить. «Заткнуть за пояс» значит превзойти кого – то в чём - либо. 
- 
              
            
 "Встать не с той ноги" Беда! Хоть из дому беги! Андрюша встал не с той ноги. Котлету на пол уронил Занозу в палец засадил, Разбил тарелку и стакан И поломал подъёмный кран. Ему советует сестра: «Не торопясь вставай с утра!» «Встать не с той ноги» - скажут, если у человека с раннего утра дела не ладятся, ничего не получается. 
- 
              
            
 " Как снег на голову" Егор уроки не учил, С вареньем чай на кухне пил. В дверях вдруг появился дед: -Уроки выучил иль нет? -Как снег на голову упал А я тебя совсем не ждал! « Как снег на голову» - значит неожиданно, без предупреждения. 
- 
              
            
 " Как с гуся вода" Опять контрольная у нас « Ох, сложная!», -твердит весь класс. А Саша твердит: «Ерунда!», Ему всё как с гуся вода. « Как с гуся вода» - говорят, когда ничего человека не волнует, не трогает, ничего на него не действует. 
- 
              
            
 " Как рукой сняло" Как надо убираться в классе, Заболевает бедный Вася. Но позовут играть в футбол – Вскочил, взял мячик и пошёл. А, может, Васе повезло? Все боли как рукой сняло? « Как рукой сняло»- говорят про быстрое избавление от всех болезней 
- 
              
            
 " Гнаться за двумя зайцами" В лесу увидев зайцев двух, Волк припустился во весь дух И даже не успел понять: Их не сумеет он поймать, Чтоб за двоими гнаться, Придётся разорваться. Такое и в делах бывает, И, как уж издавна ведётся, Лишь тот разумно поступает, Кто за два сразу не берётся! «Гнаться за двумя зайцами» - взяться сразу за несколько дел и не довести ни одного до конца. 
- 
              
            
 " С луны свалиться" На таблицу умноженья Смотрит Федя с удивленьем « Что за цифры на листочке, Что за крестики и точки? Т зачем мне это знать, Я же не люблю считать». Мама очень рассердилась: « Шутишь что ли, не пойму! Может ты с Луны свалился?»- Говорит она ему. « Свалился с Луны» - говорят о человеке, который не знает и не понимает простых вещей. 
- 
              
            
 " До седьмого пота" Пусть не спорится работа, Всё равно не отступай, Делай до седьмого пота И надежды не теряй! « До седьмого пота» - делать что-то долго и упорно. 
- 
              
            
 " Довести до белого каления" Очень любит мальчик Саша Добавлять варенье в кашу. Положить в тарелку может Без раздумья десять ложек. Он маме говорит: «Прости, Ведь каша без варенья Ребёнка может довести До белого каления». « Довести до белого каления» - очень сильно разозлить человека. 
- 
              
            
 " Витать в облаках" Вместо того, чтоб уроки учить, Андрей мечтает, Как отвечая у доски, Пятёрку получает. И это вовсе не смешно, Известно всем давным-давно: Те, кто витает в облаках, Имеют двойки в дневниках. « Витать в облаках» - значит предаваться пустым фантазиям. 
- 
              
            
 " Без сучка, без задоринки" Может гладкой быть доска, Без единого сучка. И её зашкурит мастер В пять минут наверняка. Могут так дела идти, Что всегда во всём везти Будет, сразу получаться Всё, за что решил ты взяться. « Без сучка, без задоринки» - говорят тогда, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. 
- 
              
            
 " Ни пуха ни пера" Олег, Маринин старший брат, Совсем экзаменам не рад. Идёт уж третий раз сдавать, Да не успел всё прочитать. И вслед кричит ему сестра: Олег! Ни пуха ни пера! « Ни пуха ни пера» - говорят, когда желают удачи, успеха в каком – то деле, начинании. 
- 
              
            
 «Зазеваться» означает отвлечься, пропустить что-то важное. «Зазеваться» 
- 
              
            Подберите фразеологизмы
- 
              
            
 
- 
              
            
 Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? 
- 
              
            
 – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну) Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение? 
- 
              
            
 Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.У лягушки дух захватило от страшной высоты.Яшка сломя голову остановился. 
- 
              
            Определите, есть ли фразеологизмы в предложенияхВрач назначил больному лекарство через час по чайной ложке. Девочка болела и мама носила её на руках. 
- 
              
            
 Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.Кирилл целый день бездельничал.Мы догадывались, что он нас обманывает.Первого сентября Уля проснулась очень рано. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 
- 
              
            
 Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... 2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … 3.Бросились искать приезжего. а его и след ... 4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... 5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... 7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ... Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. 
- 
              
            
 Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.У лягушки дух захватило от страшной высоты.Яшка сломя голову остановился. 
- 
              
            
 Литература http://tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm; dob.1september.ru/2001/09/11.htm ; http://www.encsite.info/; Дубровин М.И. Словарь «Русские фразеологизмы в картинках» – М.: Русский язык, 1981 г.; Даль В.Словарь «Пословицы и поговорки» – М.: Просвещение, 1957 г. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.