Содержание
-
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста
Воспитатель: Ерусланова М.И. первая категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Йошкар-Ола «Жемчужинка» Йошкар-Ола 2019
-
АКТУАЛЬНОСТЬ
Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
-
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский
МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. МОДЕЛЬ - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя. НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
-
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
НАГЛЯДНОСТЬ. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Овладев алгоритмом действия, последовательно составлять связный текст. Второй вспомогательный фактор- создание ПЛАНА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ, где в предварительной схеме есть все элементы высказывания.
-
Закономерности формирования наглядного моделирования у дошкольников
Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Процесс обучения моделированию заканчивается преобразованием внешних действий во внутренний, осознанный план.
-
ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
-
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:
Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.
-
-
ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛИ:
геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки — символы
-
Геометрические фигуры
-
Графические схемы
-
Пиктограмма – рисунчатое письмоПиктограмма сказок «Колобок» и «Маша и медведь»
-
Мнемотаблицы
Сказка «Маша и медведь» (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»
-
Опорные картинки
-
Сравнительные схемы
-
Сенсорно-графические схемы
-
Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой)
-
Лучевая структура рассказа
-
Символические изображенияСилуэты и контуры
-
Вывод:
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.