Содержание
-
Использование народного фольклорав гендерном воспитании детей дошкольного возраста.Работу выполнила: Тахтаганова Ильмира Асхадовнавоспитатель татарского языка МБДОУ «Детский сад № 96 комбинированного вида»Кировского района г.Казани
-
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
-
Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста я поставила следующую
цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
-
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Задача: Учить детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду внешних признаков мальчиков и девочек, мужчин и женщин с помощью устного народного творчества. Формировать уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям Воспитывать чувство доброты, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Воспитывать любовь к татарскому народному творчеству. Развить способность осознавать нравственный смысл гендерных качеств. Обогатить представления ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины. Актуализировать и обогатить представления о домашних обязанностях девочек и мальчиков.
-
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. С самого рождения в татарской семье учитывались гендерные особенности ребенка.
-
Колыбельные песни
В колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: Для девочек «Әлли-бәлли ит балам, гүзәлемнең гүзәле», «Кызым, кызым, кыз кеше», Для мальчиков::«Минем балам булыр бу, Ир арысланы булыр бу», «Әлли-бәлли итәр бу, Мулла булып кайтыр бу.», «Әлли-бәлли ит, улым, сандугачым, былбылым.», «Әлли-бәлли итәр бу, Ил сакларга китяр бу».
-
Величание
Семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность имногое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
-
Величание для мальчика:
Улым, улым, ул кеше. Узаманга тиң кеше. Тиң кешеләр күп булыр, Улым бер дигән булыр..
-
Величание для девочки:
Минем кызым бик иркә, Башларында – кәсинкә. Күлмәге дә сәрпинкә, Алтын чәчле, зәңгәр күзле...
-
Дифференцирование труда
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, приготовлении еды, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы воспитывали мальчиков как будущих защитников Родины .
-
Для мальчиков:
Олы булып үскәчтен, Ир арысланы булыр бу, Сикереп атка менәр бу, Илләр кичеп йөрер бу. Тауга каршы менәр бу, Яуга каршы барыр бу, Илен-йортын саклаган Батыр данын алыр бу!
-
Для девочек:
Кызлар төшә су буена, Кулларында тазлары. Тазларында казлары. Эшли өмә кызлары. Каз бәлеше тәмле пешә Кызыл кирпеч мичләрдә.
-
Нормы морали
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. 1. Дәү бул, бай бул, таза бул. Тәүфыйклы бул. Нараттай озын бул, Имәндәй таза бул. 2. Балам. Балам, и балам, Бигрәк булган бу балам. Әткәсенә, әнкәсенә Хезмәт итәр бу балам.
-
Игра
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «Каравылчы», «Читекче», «Чүлмәк сатыш», “Энә, җеп, төен”.По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
-
Сказка
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика: “Өч кыз”, “Камыр батыр”, “Зөһрә”, “Таңбатыр”. Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других: “Кәҗә белән Сарык”, “Аю белән хатын”.
-
Таким образом, как видно из вышесказанного, роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.