Содержание
-
Презентация на тему:«Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР».
Учитель-логопед Солдатова Надежда Витальевна МБДОУ №55 «Хрусталик» г.Керчь республика Крым .
-
После рождения ребёнок попадает не только в мир реальности, но и в мир условностей. Именно поэтому он должен научиться понимать и оперировать знаками любого вида. Умение оперировать символами - это главная особенность человека. Овладение новыми средствами символики поднимает ребёнка на высший уровень интеллектуального развития.
-
Что такое пиктограммы? Пиктограмма- это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы - это простые рисунки и символы, которые понятны и взрослым , и детям, и людям, говорящим на разных языках.
-
В современной жизни нас окружает множество пиктограмм. Понимание пиктограмм поможет детям адаптироваться в социуме.
-
Когда же появились первые пиктограммы? Задолго до того, как люди придумали алфавит, они делали записи, на которых изображали разные знаки и рисунки. Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте.
-
Актуальность использованияпиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что: 1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР овладение связной речью. 2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей 3.Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.
-
Пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Психологи делают вывод о том, чтопсихическая нагрузка при восприятии пиктограмм намного ниже чем при чтении слов.
-
Метод пиктограмм является одной из составляющих метода наглядного моделирования и является одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но и имеют возможность её видеть.
-
Мнемотехника Пиктограммы Замещение
-
Задачи, решаемые с помощью использования метода пиктограмм: 1.Формирование фонетической стороны речи. 2. Развитие связной речи 3.Развитие ВПФ, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия. 4.Развитие творческих способностей и воображения. 5.Повышение мотивации на логопедических занятиях. 6.Адаптация в окружающей реальности
-
Азбука символов. Каждый педагог может создать для себя азбуку символов /пиктограмм/, которой он будет пользоваться в работе. Например: 1.Символы для обозначения предлогов
-
Пиктограммы для обозначения слов – предметов.
-
Пиктограммы для обозначения слов – действий
-
Этапы обучения работе с пиктограммами. 1.Ознакомление ребёнка со знаком – символом. 1а.Идентификация символа /опознать символ и соотнести с реальным предметом/.
-
1б. Символ – предмет.
-
1в. Идентификация символа с реалистическим изображением.
-
1г. Выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда других.
-
1д. Выбор нужной пиктограммы из ряда других.«Покажи». Показать пиктограмму, названную логопедом.
-
1е. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
-
1ё. Конструирование фразы с помощью пиктограмм. / В лесу медведь, ёжик и зайчик./ / Дедушка купил грибы и яблоки./
-
1ё. Выбор из нескольких фраз той, которую назвал логопед. /Мышка убегает от кошки./
-
2. Алгоритм установления связи между изображением предметов и их функцией. 2а. Составить из пиктограмм пару /предмет-действие/.
-
2б. Выбрать те пиктограммы, которые относятся к одной тематической группе. /Выбрать пиктограммы, изображающие диких животных/
-
2в. «Четвёртый лишний». Найти четвёртый лишний предмет.
-
2г. Найти и исправить ошибку в паре пиктограмм. / Лягушка бегает – мышка скачет, дерево светит- солнце растёт и т.д./
-
д/. Найти и исправить ошибку в паре пиктограмм.
-
3. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. 3а. Составить из пиктограмм фразу, произнесённую логопедом.
-
3б. Подобрать группу пиктограмм позаданному признаку. / Работа в паре. 1 ребёнок выбирает знаки, обозначающие слова -предметы, второй- знаки, обозначающие слова- действия/.
-
3в. Составить логические цепочки.
-
3г. Составление рассказа из 2-3 предложений с помощью пиктограмм.
-
Составление рассказа с использованием пиктограмм.
-
Метод пиктограмм можно с успехом применять в любой образовательной деятельности: 1.Формирование здорового образа жизни (физминутки). 2.Пересказ произведений. 3.Заучивание стихотворений, загадок. 4.Дидактические игры. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но скажите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
-
Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи. Рассказ «Плохой сторож». У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она посадила в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.
-
Заучивание стихотворения с помощью пиктограмм. Космонавт.В. Степанов. В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Реки, горы и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.
-
Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм.
-
Отгадывание и заучивание загадок. «Стоит гора посреди двора, Впереди вилы, сзади метла».
-
.Пересказ сказки с помощью пиктограмм.
-
Вывод. Пиктограммы можно использоватьна всех этапах коррекционной работы с детьми с различными нарушениями речи. Использование метода пиктограмм развивает речь, высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности всей коррекционной работы.
-
Детишки все на свет приходят этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научить их говорить.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.