Содержание
-
Изобразительно-выразительные средства языка
Панина С. А.Учитель русского языка МОУ «Гимназия № 2» г. Кимры, Тверская обл.
-
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит. И под снежною бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
-
Изобразительно- выразительные средства языка Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте, определять их роль. Цели урока:
-
эпитеты
Найдите эпитеты: статные осины высоко лепечут над нами; томительный свет белой ночи; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский) Красочные определения предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)
-
Задание 1. Какие эпитеты использует автор для создания художественных образов?
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. А.С. Пушкин Ночевала тучка золотая На груди утеса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. М. Ю. Лермонтов Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… М. Ю. Лермонтов
-
сравнение
Найдите сравнения. Что они передают? Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский) Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский) Это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
-
Формы выражения сравнения :
Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.) Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак) Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови ) Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской)
-
С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий) Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку. ) Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )
-
Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности?
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… А.С.Пушкин Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу… Идешь, как будто по водам, Нога шумит… А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят… А. Н. Майков Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин
-
метафора
НАЙДИТЕ МЕТАФОРЫ Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. А. С. Пушкин На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. А. С. Пушкин Употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.
-
Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках?
Цветочная поляна – мой космодром. В.Солоухин И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там.А. С. Пушкин Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Ф. И. Тютчев
-
олицетворение
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… С. Есенин Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся… А. Фет Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью.
-
Задание 4. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений?
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись над метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. С. А. Есенин Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)
-
Потренируемся!
-
№1. Устраните несоответствие в названии и значении термина.
-
Проверь себя!
-
Задание 2. Выполните тест. № 1. Отметьте пример, содержащий сравнение: 1. Если Ваня разойдется, ему море по колено. 2. Как чайка, парус там белеет в вышине. 3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка. №2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение: Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. Все флаги в гости будут к нам. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля. № 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты. сравнение метафора олицетворение
-
№4.Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении. Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков. 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение № 5. Определите средства выразительности в каждом предложении. Великий город гудел, как сказочный улей. Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей. Гора там есть с заоблачной тропой!
-
Проверь себя!
№ 1 – 2 № 2 – 3 № 3 – метафора № 4 – эпитет № 5 1- сравнение 2 – метафора 3 - эпитет
-
Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ. Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно. Урок для меня был интересным. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке я был активен. Все мои ответы были удачными. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки). Синяя карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось. Урок для меня был интересным. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке я был недостаточно активен. Не все мои ответы были удачными. В тетради я допустил 3-4 ошибки. Оранжевая карточка. На уроке я чувствовал себя некомфортно. Я не очень понимал, о чем идет речь. Я не проявлял активность. В тетради у меня более 4 ошибок.
-
Домашнее задание. Выписать все тропы из стихотворения С. Есенина « Береза».
-
Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.