Презентация на тему "Анализ лирического произведения"

Презентация: Анализ лирического произведения
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "Анализ лирического произведения". Предмет: литература. 30 слайдов. Для учеников 4-7 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Анализ лирического произведения
    Слайд 1

    ЗЕМЛИ РОДНОЙ ОЧАРОВАНЬЕ…/Анализ лирического произведения /

  • Слайд 2

    Стихотворение

    Небольшое лирическое произведение, в котором выражается непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни.

  • Слайд 3

    План анализа лирического стихотворения

    1. Название стихотворения, комментарий, отражающий своеобразие авторского замысла. 2. Тема. 3. Идея. 4. Изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

  • Слайд 4

    Виды лирических стихотворений:

    - пейзажные; - гражданские; - философские; - любовные.

  • Слайд 5

    Ф.И. Тютчев

    Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

  • Слайд 6

    Эпитет

    Поэтическое определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Золотая осень

  • Слайд 7

    Метафора

    Скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета другому по сходству или по контрасту. Метафору всегда можно пересказать с помощью слов «как», «похож». Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

  • Слайд 8

    Сравнение

    Сопоставление одного явления или предмета с другим. Пыль стояла столбом. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, утра до ночи копошились люди. Тополя похожи на кипарисы.

  • Слайд 9

    Олицетворение

    Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одушевленного. С гор побежали ручьи. Ветер, ветер, ты могуч… Тополя тревожно прошуршали.

  • Слайд 10

    Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля -И в сиянье потонулаВся смятенная земля. (Ф.И. Тютчев)

  • Слайд 11

    Ф.И. Тютчев

    Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!

  • Слайд 12

    Ф.И.Тютчев Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя -Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

  • Слайд 13

    (продолжение)

    Чаще капли дождевые,Вихрем пыль летит с полей,И раскаты громовыеВсё сердитей и смелей.Солнце раз еще взглянулоИсподлобья на поля -И в сиянье потонулаВся смятенная земля.

  • Слайд 14

    Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева живет не сама по себе. Её образы нужны поэту для раскрытия внутреннего мира человека.

    В этом стихотворении описано состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения. 1 и 2 строфы - ожидание грозы, 3 и 4 – саму грозу, 5 строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий». Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей». Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.

  • Слайд 15

    А.А.Фет

    Ель рукавом мне тропинку завесила.         Ветер. В лесу одномуШумно, и жутко, и грустно, и весело,         Я ничего не пойму.Ветер. Кругом все гудёт и колышется,         Листья кружатся у ног.Чу, там вдали неожиданно слышится         Тонко взывающий рог.Сладостен зов мне глашатая медного!         Мертвые что мне листы!Кажется, издали странника бедного         Нежно приветствуешь ты.

  • Слайд 16

    Вывод: Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

    В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму». Он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки. Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

  • Слайд 17

    А.Н. Майков

    Уж солнца луч ложится косо...Вдали проглянула река...На тряской мельнице колесаУже шумят издалека...

  • Слайд 18

    А.Н.Майков «Осень»

    Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу...Смело топчу я ногойВешнюю леса красу.С холоду щеки горят;Любо в лесу мне бежать,Слышать, как сучья трещат,Листья ногой загребать!

  • Слайд 19

    А.Н. Майков (продолжение)

    Нет мне здесь прежних утех!Лес с себя тайну совлёк:Сорван последний орех,Свянул последний цветок;

  • Слайд 20

    А.Н. Майков «Осень» (окончание) Мох не приподнят, не взрытГрудой кудрявых груздей;Около пня не виситПурпур брусничных кистей;Долго на листьях, лежитНочи мороз, и сквозь лесХолодно как-то глядитЯсность прозрачных небес.

  • Слайд 21

    А.Н.Майков «Осень»

    Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу...Смело топчу я ногойВешнюю леса красу.С холоду щеки горят;Любо в лесу мне бежать,Слышать, как сучья трещат,Листья ногой загребать!

  • Слайд 22

    А.Н.Майков «Осень» (продолжение)

    Нет мне здесь прежних утех!Лес с себя тайну совлёк:Сорван последний орех,Свянул последний цветок; Мох не приподнят, не взрытГрудой кудрявых груздей;Около пня не виситПурпур брусничных кистей;Долго на листьях, лежитНочи мороз, и сквозь лесХолодно как-то глядитЯсность прозрачных небес.

  • Слайд 23

    Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи. В этом и заключается их характерное качество.

    В этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет. Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).

  • Слайд 24

    А.Н.Майков «Пейзаж»

    Люблю дорожкою лесною,Не зная сам куда, брести;Двойной глубокой колеёюИдёшь - и нет конца пути...Кругом пестреет лес зелёный;Уже румянит осень клёны,

  • Слайд 25

    А.Н.Майков «Пейзаж»(продолжение)

    А ельник зелен и тенист;-Осинник желтый бьёт тревогу;Осыпался с берёзы листИ, как ковёр, устлал дорогу...

  • Слайд 26

    А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)

    Идёшь, как будто по водам,Нога шумит... а ухо внемлетМалейший шорох в чаще, там,Где пышный папоротник дремлет.А красных мухоморов ряд,Что карлы сказочные, спят...Уж солнца луч ложится косо...Вдали проглянула река...На тряской мельнице колесаУже шумят издалека...

  • Слайд 27

    «Пейзаж»

    В этом стихотворении А.Н.Майков изобразил самое начало осени. Именно тогда лес поражает обилием красок. Поэт одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений: «румянит осень клёны», «Осинник желтый бьёт тревогу», «папоротник дремлет» и др. Интересные сравнения: опавшие листья сравниваются с ковром, мухоморы – со сказочными карлами – свидетельствуют о богатой фантазии поэта. Обращает на себя внимание обилие предложений с многоточием. Этот знак ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, например, волнением говорящего. Именно это чувство владеет автором стихотворения, любующимся пейзажем.

  • Слайд 28

    «Пейзаж» и «Осень»

    - это стихотворения, в которых рисуется осень. Оба написаны от первого лица, поэт передаёт в них своё восприятие природы. В отличие от других поэтов, например, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в поэзии А.Н. Майкова нет сложности мысли, нет загадочности, недосказанности.

  • Слайд 29

    Приходим к выводу, что…

    Эти поэты обладали удивительным даром - даром рисовать словами, так же, как художники рисуют красками. Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. (Слайды 1- 36 – по 12 рисунков от каждой группы)

  • Слайд 30

    Вывод:

    Стихи нам помогают увидеть красоту родного края, иначе понимать всё живое, особенно язык природы. Поэзия - великое чудо! Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку чуткому и внимательному, доброму и заботливому. Постарайтесь же стать такими!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке