Содержание
-
Задание № 7
Презентацию составила учитель русского языка и литературы Ведищева И.В.
-
Средства выразительности в тексте
-
-
Эпитет
ОБРАЗное определение предмета называется эпитетом. Эпитеты отвечают на вопрос КАКОЙ? Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, часто как ЦВЕТопись.
-
Примеры эпитетов:
Ветервольный, жгучий, заунывный, игривый, ласковый, легкокрылый, неуёмный, шаловливый… Дождьбесконечный, грибной, долгожданный, затяжной, моросящий, проливной, слепой…
-
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…
-
Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. А. С. Пушкин Седое небо надо мной И лес, раскрытый, обнажённый. И. Бунин
-
Простые определенияи эпитеты:
Золотой браслет; Чугунный ковш; Каменное здание; Чёрствая булка; Старая женщина; Голубая лента; Золотой луч; Чугунный грохот; Каменное сердце; Чёрствая душа; Старая история; Голубая мечта;
-
Найдите эпитеты:
Румяный вечер, розовый цвет, зелёная тоска, тяжёлый камень, капризное море, горячая вода, холодный взгляд, длинная зима, короткая верёвка, кипящая вода, кипящая вода в реке.
-
Подберите к словам эпитеты:
Слёзы Корабль Характер Тучи
-
Найдите эпитеты:
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. М. Ю. Лермонтов Из-за леса, леса тёмного Подымалась красна зорюшка… С. Есенин
-
Грустная картина: Степь да небеса, Голая равнина, Чахлые леса. Д. Минаев
-
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер! В. Лебедев-Кумач На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна… М. Ю. Лермонтов
-
Метафора
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой. Метафора в краткой форме позволяет создать ёмкий образ.
-
Пример метафоры:
Выглянул цветочек В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. Ёмкий образ
-
Хвост по математике
-
Примеры метафор:
Золото волос, гребень петуха, куча проблем, верхушка общества, хвост по математике и т. д. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин
-
Найдитеметафоры:
Высокая гора, мачты сосен, интересные новости, хвост поезда, зигзаг судьбы, детская улыбка, корень зла, острая иголка. Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках… С. Я. Маршак
-
Найдите метафору:
Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте на стене. С. Я. Маршак
-
В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поёт… Н. Заболоцкий
-
Олицетворение
Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа называется олицетворением. При олицетворении неодушевленным предметам приписывают действия, которые часто доступны лишь людям.
-
Примеролицетворения:
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…
-
Примеры олицетворения:
Зиманедаром злится, Прошла её пора… Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. Тютчев
-
Найдитеолицетворения:
Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши… К. Бальмонт Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Вдруг за тучей прогремело, принахмурилась земля… Ф. Тютчев
-
Лишь где-нибудь в проруби зыбко Играет и дышит вода… С. Я. Маршак Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. А. Фет
-
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А. С. Пушкин
-
Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим называется сравнением. Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение часто присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и другими.
-
Пример сравнения:
Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребенок…
-
Найдите сравнения:
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин А подушка, как лягушка, ускакала от меня. К. Чуковский
-
Кленовый лист напоминает нам янтарь… Н. Заболоцкий Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка… В. Луговской
-
Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Белая позёмка. С. Я. Маршак
-
Иногда солнце восходит, как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. К. Паустовский
-
Примеры сравнения:
Жужжало подобно пчеле; Завертелся волчком; Мчится быстрее ветра; Улыбка похожа на солнечный свет.
-
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Иногда ты мне кажешься хитрым, как лис. 2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек. 3) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль. 4) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 5) Он летел стрелой. ОТВЕТ 15
-
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль 2) Но царь возразил с горькой улыбкой. 3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?» 4) Что такое человеческая мысль? 5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать... ОТВЕТ 25
-
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. 3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. 4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. 5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. ОТВЕТ 14
-
Задание 7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. 2) Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. 3) Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила: 4) Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле... 5) Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди. Ответ 135
-
Задание 7. Анализ средств выразительности.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. 4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. Ответ 135
-
Спасибо за помощь
учителю начальных классов МБОУ «Гимназия № 4» г. Перми ЖвакинойТ. Г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.