Содержание
-
Изучение синонимов, антонимов и омонимов в начальных классах Работа с многозначными словами
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ гимназии №136 Бобина Марина Николаевна
-
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха…».К.Д.Ушинский.
-
Актуальность раздела
Системный подход в усвоении лексических понятий Знакомство со словом, его значением Изучение грамматики на лексической основе Обогащение словарного запаса
-
Цель:Обогащение словарного запаса младших школьников, повышение культуры речи.
Задачи: Привлечение внимания к лексической стороне слова. Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами.
-
Результаты освоения раздела
-
Методы и формы организации деятельности
Методы 1. Проблемная ситуация 2. Частично-поисковый 3. Игровой 4. Объяснительно-иллюстративный Формы 1.Индивидуально-групповая 2. Фронтальная 3. Дифференцированная 4. Самостоятельная работа
-
Синонимы
1.Лексические:относятся к одной части речи, различаются оттенками значений. 2. Стилистические: отличаются сферой употребления (лик, лицо, мордашка). 3.Синтаксические:разное построение, но одинаковое значение (начать работу – приступить к работе).
-
Работа с синонимами
1. Подбор слов, близких по смыслу. 2. Выделение слов (синонимов) в тексте. 3. Выяснения понимания лексического значения слова. 4. Введение слова в другой контекст. 5. Использование синонимов в речи.
-
Виды упражнений с синонимами
1.Прочитай группу слов: маленький, большой, крохотный, огромный, гигантский. Запиши их по возрастанию признака. 2.Подбери синонимы к разным частям речи: метель смешной работать
-
3. Угадай: кто это?
трусливый боязливый несмелый хитрая лукавая плутоватая злой сердитый коварный неуклюжий неловкий косолапый
-
4.Подбери синонимы:
печальный невесёлый быстрый тоскливый унылый Грустный стремительный проворный Скорый слабый ломкий непрочный Хрупкий
-
Тест «Верно-неверно»
1.Синонимы-это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи. 2.Синонимы-это слова с противоположным значением. 3.Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи. 4.К слову можно подобрать только один синоним. 5. Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов. 7.Синоним можно подобрать к любому слову. 6.Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
-
Антонимы (от греч. anti – ‘против’ + оnyma– ‘имя’) – пары слов одной части речи с противоположным значением.
По характеру противопоставления своих значений антонимы подразделяются на несколько типов. 1. Антонимы, один из которых обозначает наличие признака, а второй – его отсутствие: движение – покой, спать – бодрствовать. При истолковании значений обнаруживается различие в смысловом компоненте "не": влажный – ‘содержащий влагу’, сухой – ‘не содержащий влаги’; зрячий – ‘способный видеть’, слепой – ‘неспособный видеть’. 2. Антонимы, один из которых обозначает начало действия или состояния, а другой – прекращение действия или состояния: войти – выйти, включить – выключить. Значения этих антонимов при их истолковании обнаруживают различие в смысловых компонентах ‘начать’ и ‘перестать’. 3. Антонимы, один из которых обозначает большую величину признака, а другой – малую его величину: высокий – низкий; тяжелый – легкий; быстро – медленно.
-
Работа с антонимами
1. Подбор антонимов к словам. 2. Составление предложений с антонимами. 3. Замена слова в предложении антонимом. 4. Продолжение предложения с антонимами. 5. Подбор антонимов к многозначным словам.
-
Составь предложение с антонимами
-
Подбери антонимы
большой злой сильный дикий тигр котёнок маленький добрый слабый домашний
-
Закончи предложение словами-антонимами
1.Заяц бегает быстро. – Черепаха ползает…. 2.Зимой холодно. – Летом…. 3. Дочка пришла из школы веселая.- Мама была….
-
Редактирование текста Замени прилагательные противоположными по смыслу (анонимами)
Перед дождем. Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома. После дождя. Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака плывут над островом. Слышатся слабые раскаты грома.
-
Работа с многозначными словами, омонимами
1. Подбор слов, которые имеют 2-3 значения. 2. Объяснение лексического значения слов. 3. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению. 4. Подбор противоположных по смыслу слов. 5. Отгадывание загадок.
-
Омонимы
Не следует путать с многозначными словами. Несмотря на большое количество вторичных значений многозначных слов, у них присутствует внутренняя связь с определяемым словом. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но различные по значению.
-
Виды упражнений
1.В каком значении употреблено слово «золотой»? Что ни вечер, слушаю, как поет соловушка. -Покажись, соловушка, золотое перышко. Отвечал соловушка: -Сам я - птица серая, Птица неприметная, голос золотой.
-
2.Почему называются одним словом разные предметы?
корень
-
3.Докажи,что записаны разные слова: коса, ключ. Составь с каждым предложение.
-
4.Отгадай загадки.
На полу она - о, ужас! Дамы молят им помочь. А, включив компьютер, тут же Подружиться с ней не прочь.
-
5.Объясни значение омонимов в пословицах
Каков ни есть, а хочет есть. На мирной ниве и на поле брани Умей командовать без брани.
-
6.Прочитай стихотворение и найди в нем омонимы
Суслик выскочил из норки И спросил у чёрной норки: -Где вы были? -У лисички! -Что вы ели там? -Лисички! (Норка, лисички)
-
7. Отгадай слово-омоним по его лексическому значению
Маленький хищный зверек Проявление нежности
-
8.Шуточные вопросы
Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьешь рубашки? Какая стрелка не показывает время? Какую шляпку нельзя надеть на голову? Какой ручкой нельзя писать? Какой корень не находится в земле? Какой рукав нельзя пришить?
-
Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся
Подбор синонимов2 класс 2011/2012 уч.г. 3класс 2012/2013 уч.г.
-
Подбор антонимов 2 класс 2011/2012 уч.г. 3 класс 2012/2013 уч.г.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.