Содержание
-
Изучение норм построения сложноподчиненных предложений
Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 62 г. Тулы
-
Проверим домашнее задание.
-
ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок - практикум
-
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений. Познакомиться с понятием синтаксической нормы. Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны. Повторить материал по сложноподчиненному предложению.
-
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.
-
Наиболее типичные синтаксические ошибки :
1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи.
-
Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении
-
1. Местоположение придаточного предложения
1) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит. 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех. Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему? Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы. Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.
-
ВЫВОД № 1
ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.
-
1) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях.
1) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв) 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3)Чтобы научиться видеть. Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?
-
ВЫВОД
Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.
-
Задание № 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление?
В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
-
ВЫВОД № 2
ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.
-
1) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена?
Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Выпишите действительные причастия. Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Найдите в предложении синонимы.
-
1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна?
Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст. Найдите глагол в повелительном наклонении. Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы. Выпишите местоимения и определите их разряды. Какое слово имеет прерывистую основу?
-
вывод
Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях: 1) если в главном предложении есть указательное слово; 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна, если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов. Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия
-
Прочитайте предложения. Объясните орфографию.
В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование. Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде. Сформулируем правило.
-
Вывод № 3
В качестве однородных конструкцийнельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)
-
II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении.
Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение. Вот пёс без хвоста, которыйза шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.) Объясните орфограммы. Составьте схему.
-
ВЫВОД № 4
Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.
-
III. Смешение прямой и косвенной речи.
Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано. Устраните нарушение синтаксической нормы.
-
Вывод № 5
Не смешивайте прямую и косвенную речь!
-
Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении
-
Домашнее задание:
Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал. Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян. Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы. Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.