Презентация на тему "Изучение норм построения сложноподчиненных предложений"

Презентация: Изучение норм построения сложноподчиненных предложений
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Изучение норм построения сложноподчиненных предложений"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 24 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Изучение норм построения сложноподчиненных предложений
    Слайд 1

    Изучение норм построения сложноподчиненных предложений

    Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 62 г. Тулы

  • Слайд 2

    Проверим домашнее задание.

  • Слайд 3

    ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок - практикум

  • Слайд 4

    Цели урока:

    Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.                                                                            Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений. Познакомиться с понятием синтаксической нормы. Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны. Повторить материал по сложноподчиненному предложению.

  • Слайд 5

    Синтаксические нормы

    Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.

  • Слайд 6

    Наиболее типичные синтаксические ошибки :

    1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи.

  • Слайд 7

    Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении

  • Слайд 8

    1. Местоположение придаточного предложения

    1) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит. 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех. Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему? Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы. Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.

  • Слайд 9

    ВЫВОД № 1

    ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.

  • Слайд 10

    1) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях.

    1) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв) 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3)Чтобы научиться видеть. Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

  • Слайд 11

    ВЫВОД

    Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.

  • Слайд 12

    Задание № 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление?

    В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

  • Слайд 13

    ВЫВОД № 2

    ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.

  • Слайд 14

    1) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена?

    Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Выпишите действительные причастия. Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Найдите в предложении синонимы.

  • Слайд 15

    1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна?

    Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст. Найдите глагол в повелительном наклонении. Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы. Выпишите местоимения и определите их разряды. Какое слово имеет прерывистую основу?

  • Слайд 16

    вывод

    Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях: 1) если в главном предложении есть указательное слово; 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна, если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов. Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия

  • Слайд 17

    Прочитайте предложения. Объясните орфографию.

    В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование. Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде. Сформулируем правило.

  • Слайд 18

    Вывод № 3

    В качестве однородных конструкцийнельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)

  • Слайд 19

    II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение. Вот пёс без хвоста, которыйза шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.) Объясните орфограммы. Составьте схему.

  • Слайд 20

    ВЫВОД № 4

    Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.

  • Слайд 21

    III. Смешение прямой и косвенной речи.

    Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано. Устраните нарушение синтаксической нормы.

  • Слайд 22

    Вывод № 5

    Не смешивайте прямую и косвенную речь!

  • Слайд 23

    Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении

  • Слайд 24

    Домашнее задание:

    Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал. Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян. Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы. Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке