Содержание
-
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Классификация ошибок
-
Статистические данные по итогам проверки экзаменационных работ по литературе
Одна и та же работа, проверенная разными экспертами, оценивалась ими по-разному. Эксперты испытывали затруднения при квалификации ошибок и недочётов, допущенных выпускниками в работах: не различали грамматические и речевые ошибки.
-
Ошибка -
это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно.
-
Недочёт –
это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи. Недочёт мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочёт – это негрубая ошибка, шероховатость речи. Так можно сказать, но лучше сказать иначе.
-
Языковые ошибки (грамматические)
связаны с нарушением структуры языковой единицы: это неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения (31%). Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками.
-
Речевые ошибки
не содержат структурных нарушений (69%). Они возникают как следствие неправильного или неудачного употребления слов или синтаксических конструкций.
-
Грамматические ошибки –
это нарушение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Для обнаружения грамматической ошибки не требуется контекст, достаточно одного слова, словосочетания, предложения. Грамматическая ошибка может быть допущена и в письменной, и в устной речи.
-
Грамматические ошибки делятся на 3 вида:
словообразовательные: нарушена структура слова; морфологические (формообразовательные): нарушена форма слова; синтаксические: нарушена структура а) словосочетания или б) предложения.
-
Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибочное словообразование: «раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади», «завпечатлеть».
-
Ошибки в образовании форм существительного: «нет время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».
-
Ошибки в образовании форм прилагательного: «более интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».
-
Ошибки в образовании форм местоимений: «ихние», «около его» (него), «неё тетради» (её).
-
Ошибки в образовании форм глагола: «ляжь», «ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».
-
Нарушение управления: «удивляюсь его силой», «жажда к славе», «мечта к свободе».
-
Нарушение согласования: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных».
-
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом: «Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два солдата».
-
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом: «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов».
-
Ошибки в построении предложения с однородными членами: «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей».
-
Ошибки в построении сложного предложения (неумелый выбор союза, употребление лишнего союза, отрыв придаточного определительного от определяемого слова): «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».
-
Смешение прямой и косвенной речи: Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».
-
Пропуски необходимых слов: «Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол».
-
Нарушение границ предложения: «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю».
-
Речевые ошибки можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в строении текста.
-
Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Употребление слова в несвойственном ему значении: «Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».
-
Нарушение лексической сочетаемости: «Мальчик сделал подвиг», «Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».
-
Употребление лишнего слова (плеоназм): «Показался взрослый мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».
-
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) : «Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает ему путь».
-
Неоправданное повторение одного и того же слова: «Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное отношение к делу».
-
Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски: «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».
-
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства: «У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».
-
Неоправданное употребление просторечных и диалектных: «На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».
-
Смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки».
-
Неудачное употребление личных и указательных местоимений: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом».
-
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм: «Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».
-
Бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».
-
Неудачный порядок слов: «Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе».
-
Фактические ошибки -
это ошибки неязыковые, связанные с неверным изложением фактов (их подменой), а также их преувеличение или преуменьшение (фактический недочёт). Это ошибки с нарушениями информационной достоверности и точности излагаемого материала, упоминающегося в исходном тексте (фактов фонового характера): факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии и авторство называемых произведений.
-
Наиболее типичные фактические ошибки
Ошибки в цитировании; Необоснованные обобщения; Нарушение фактов истории; Использование фактов, противоречащих действительности и др.
-
Фактические ошибки и недочёты
К примеру можно привести роман Достоевского «Фома Гордеев». В доказательство хотелось бы привести произведение А.С.Пушкина «Война и Мир». Василий (Тёркин) умел даже кашу из топора варить. Однажды Фамус произнёс такую фразу.
-
В рассказе «Капитанская дочка» герой не испугался своей учести. Он сказал, что уже дал клятву королеве. К. Акулинин – в сочинениях: Акулиничев, Акулькин, Акулин, Акунин и др. В.Токарева – в сочинениях: авторТокарев. Желание вывести людей из леса обошлось тем, что Данко взлетел ввысь.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.