Содержание
-
Исследовательская работа по русскому языку. Тема: "Соблюдение в письменной речи стилистических, лексических и грамматических норм."
-
Цель: - развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности. Задачи: - установление типичных ошибок письменной речи учащихся; - выработка навыков соблюдения лексических и грамматических норм русского литературного языка.
-
Проблема исследования. Почему избрана эта тема? Xорошее и отличное знание орфографии и пунктуации не позволяет получить желаемую оценку по сочинению или изложению. Причина – логические, стилистические, лексические и грамматические ошибки. Мы решили установить, какие ошибки чаще всего встречаются в творческих работах учащихся нашего класса, и провести работу по их предупреждению.
-
Гипотеза: изучение теоретического материала и учебно-методических рекомендаций по данной теме позволит осуществить систематизацию знаний о стилистических, речевых и грамматических нормах русскоголитературного языка и совершенствовать речевую культуру.
-
Методы, которыми мы руководствовались, проводя исследование: планирование деятельности, наблюдение, сопоставление единичных фактов, сравнение, классификация фактов, обобщение.
-
План эксперимента: 1. Изучение теории вопроса в специальной литературе. 2. Определение типичных ошибок в творческих работах учащихся. 3. Классификация ошибок. 4. Подбор заданий для работы над ошибками. 5. Самостоятельное составление тестовых заданий, содержащих материал по предупреждению лексических и грамматических ошибок.
-
Речевые ошибки: - употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении, - смешение синонимов, - неумение использовать паронимы, - незнание значения заимствованного слова, - нарушение лексической сочетаемости слов в свободном словосочетании, - нарушение компонентов фразеологизма, - неоправданное употребление рядом однокоренных слов (тавтология), - неоправданное повторение одного и того же слова, бедность речи, - употребление лишнего слова (плеоназм), - двусмысленность при употреблении личных или указательных местоимений, - нарушение видовременных соотношений глагольных форм, - однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства: - употребление слова иной стилевой окраски, - смешение лексики разных исторических эпох (архаизмов, историзмов, неологизмов), - неуместное употребление просторечных или диалектных слов, - неуместное употребление экспрессивно окрашенного слова.
-
Грамматические ошибки: - ошибочное образование слов или грамматических форм, - ошибка в согласовании, - ошибка в предложном или в беспредложном управлении, - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, - нарушение видовой или временной связи сказуемых в отдельных конструкциях, - пропуск необходимого слова, - нарушение границ предложения, - в построении предложения с причастным оборотом, - в построении предложения с деепричастным оборотом, - в построении предложений с однородными членами, - при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью, - в построении сложного предложения.
-
Примеры речевых ошибок Приехав к Манилову, Чичиков совершил свою первую сделку. Чичиков приехал к Манилову и совершает сделку. До уроков просто руки не доходят. До уроков прямо руки не дотягиваются. В литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в литературе. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришелся ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришел ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. Только пес, обрадовавшись хозяину, вилял хвостиком. Только пес, как всегда счастливый при виде хозяина, радостно вилял хвостиком. Исправления Примеры
-
Примеры грамматических ошибок Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им. Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Пушкин повел к венцу свою Мадонну – «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин повел свою Мадонну к венцу – «чистейшей прелести чистейший образец». Когда я раскрыл свежую газету, моё внимание привлекло одно интервью. Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Исправления Примеры
-
1. Согласование сказуемого с подлежащим. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Музей-квартира художника закрыта на реставрацию. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое. 4) Правление клуба, в том числе председатель и заместитель, много сделали для организации вечера. 2. Построение предложения с однородными членами. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах, докладах и журналах. 2) Трест организовал и руководит предприятиями. 3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение. 4) С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все участники спектакля. Упражнения для предупреждения грамматических ошибок
-
Проводя в дальнейшем исследовательскую работу, необходимо изучать сформированность умений: - умения формулировать главную проблему текста в соответствии с авторским замыслом, - правильно определять и выражать авторскую позицию, - ясно и корректно высказывать собственную точку зрения на проблему, поднятую автором, подчинять композицию сочинения коммуникативному замыслу, умения соблюдать стилистические нормы русского языка. Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.