Содержание
-
решение не новое: учим … играя Автор: ТкачЕлена Николаевна МОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО elenakarasuk@ramler.ru Область Область применения: «Словообразование, состав слова» - наиважнейшие темы, учитывая, что ведущий принцип русской орфографии – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. Без знания состава слова, достаточного словарного запаса все выученные правила БЕСПОЛЕЗНЫ. Миф – врождённая безграмотность. Реальность – недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи.
-
КОММЕНТАРИИ
ТЕКСТЫ для анализа («домашней работы») написаны СПЕЦИАЛЬНО как «ОДНОКОРЕННЫЕ» СТИХИ – ИЛЛЮСТРАЦИИ «РОСТА СЛОВ». 3 стихотворения – 3 уровня сложности: «бетон» – простой, 4 слова; дом – средней (больше слов и способов образования), снег – сложнее всех. Три презентации учащихся (приложение - продолжение) разного возраста и разного уровня подготовки были выполнены в разное время и с различной целью: повторения материала; восполнения пробелов в знаниях. Первые два слайда – Пояснение и комментарии – несложно удалить по прочтении. Останется только то, что предназначено для глаз учащихся. С уважением и самыми добрыми пожеланиями – Ткач Е.Н. Смена слайдов по щелчку; значок указывает на гиперссылку
-
Как растут СЛОВА.
ТЕМА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» ЧАСТЬ I
-
Гипотеза: СЛОВА В ЯЗЫКЕ «НЕ СТОЯТ НА МЕСТЕ», ОНИ РАСТУТ, МЕНЯЮТСЯ.
Рассмотреть однокоренные слова. Выяснить способы их образования. Определить пути пополнения словарного запаса языка.
-
…Как-то, много лет назад,посадили странный сад… Не был сад фруктовым,Был он просто словом…
… Это слово, слово – корень,Разрастаться стало вскоре:Вот из сада вам рассада,Вот ещё посадки рядом,А вот садовод, С ним садовник идёт…Очень интересноГулять в саду словесном!
-
Из одного корня может вырасти большое количество самых разных слов.
Если мы рассмотрим однокоренные слова из приведённого выше стихотворного текста В.Измайлова, мы легко увидим, за счёт чего пополняется словарь, «КАК РАСТУТ СЛОВА». Рассмотрим, какими способами это происходит.
-
Приставочныйспособ
Первое слово имеет, кроме корня, приставку: РАССАДА Следовательно, оно образовано при помощи приставки. Такой способ называется ПРИСТАВОЧНЫМ. сад рас сад а Справка: приставки на З и С
-
Если корень начинается с глухого – (раС-Сада, раС-Писной, раС-Торгать) Если корень начинается со звонкого – (раЗ-Мер, раЗ-Личный, раЗ-Звонить) Это касается всех приставок, оканчивающихся на З или С раС- раЗ- или с з !
-
! Внимание!!! Приставки З не бывает!!! С З
-
Суффиксальный СПОСОБ
В слове садовник приставки нет, но есть суффикс Наличие одного или нескольких суффиксов в слове это … сад овник
-
Приставочно-суффиксальныйспособ
Если в образовании участвуют приставка и суффикс, то такой способ называется именно так по сад к и
-
Способ
Иногда в слове присутствуют сразу ДВАкорня Это могут быть целые слова или их части, основы слов. В образовании таких слов участвуют СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ: Е, И, О сад вод о СЛОЖЕНИЯ … а вот садовод… О
-
! Внимание!!! Соединительного гласного А не бывает!!! а а
-
В корне заключено главное значение, общее для всех однокоренных слов. С каждой новой частью (приставкой, суффиксом) к значению корня прибавляются значения приставок и суффиксов. корень приставка суффикс + + = слово Смысл слова (ЛЗ) в целом складывается из значений всех частей слова, кроме окончания. Смысл или лексическое значение (ЛЗ)
-
Окончание.
Часть слова Скрывает грамматическое значение (род, число, падеж и т.д.) Образует не новые слова, а формы одного и того же слова. К словообразованию отношения не имеет. Садовник И А У ОМ АМ АМИ И
-
Вывод
Слово-корень «обрастает» приставками, суффиксами, может соединяться с другими словами-корнями. Есть другие способыобразования новых слов. Словообразование – один из путей пополнения словарного запаса, расширения языка. !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.