Содержание
-
Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся к выполнению части С на ЕГЭ.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 «Центр образования» города Серпухова Московской области КАРПОВА Елена Александровна
-
Часть С ЕГЭ по русскому языку позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и о общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.
-
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОв ЕГЭ по русскому языку.
Недостатки, выявленные в работах учащихся(частьС): пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста; неумение верно оформлять собственное письменное высказывание, отсутствие логики в следовании микротем, бедность лексико-грамматического строя речи выпускника, отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию; личностная позиция проявляется слабо: заметны общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему. Выбранные выражения демонстрируют неумение ставить необходимые акценты, слабость и нечеткость сформированности смысловых структур; неумение проводить языковой анализ научного и публицистического стилей речи, выделять характерные для них средства выразительности ; большое количество орфографических и пунктуационных ошибок.
-
Ключевые умения, проверяемые частью С
умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение выражать личностную позицию; умение последовательно излагать мысли; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; владение нормами литературного языка; орфографические и пунктуационные умения .
-
Необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.Решая эти задачи, следует обратиться к комплексному анализу текста.
-
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
РАЗВИВАЕТ У УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ; ВЫРАБАТЫВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ, СПОСОБСТВУЕТ УСТРАНЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ, СТИЛИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ОШИБОК; ПОВЫШАЕТ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ; РАЗВИВАЕТ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФОН; РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ , ТАК И НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ.
-
План анализа текста.
1.Прочитайте текст. 2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? 3.Какокого типа речи текст? 4. К какому жанру относится текст? 5. Какое настроение преобладает в тексте? 6. Определите тему текста. 7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. 8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план. 9.Как связаны эти части? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства языка. 10. Отметьте основные образы текста. 11. Понаблюдайте над лексикой текста. 12. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор. 13. Какими морфологическими средствами пользуется автор? 14.Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста. 15. Сформулируйте идею текста. 16. Каково ваше впечатление от текста?
-
Конечные цели комплексного анализа текста:- БОЛЕЕ АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ;- УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЧЕВЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, Т.Е. РЕЧЕВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ;- ГРАМОТНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА СВОИМИ СЛОВАМИ;- СОЗДАНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ДАННОГО (СОЧИНЕНИЕ).
-
Работа с текстом начинается с 5 класса . С каждым следующим учебным годом она усложняется таким образом , чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ по русскому языку.
-
Пример комплексного анализа текста в 5 классе
Прощальными ра(с,з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со…нце еще щедро отдает свое тепло. В август… в природ… улавливаю(тся,ться) приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с,зчистилось) от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет,когда в нем зазв..нят пр..щальныепоклики птиц. Когда в полдень припекает со…нце , замечае(тся,ться) особое нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол…няли краски летней поры. Со…нце выплыва..т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч…ной прохлады туманах. Задания к тексту: 1.Озаглавьте текст. 6. Вставьте пропущенные буквы. 2. Тема текста. 7. Произведите фонетический разбор слова еще. 3. Основная мысль текста. 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты. 4. Стиль текста. 9. Разберите слова по составу: прохлада, душистые . 5. Тип текста. 10. Произведите морфологический разбор одного глагола. 11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены . 12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
-
К 9 -11 классам задания по комплексному анализу текста выходят на новый уровень.
-
Пример карточки для 9 класса
Текст. Саврасов пр…шел сюда на …краину села Молвитина чтобы посмотреть (в)близи на старую церковь. Пр…шел и остался (на)долго. То ощ…щение весны которым он жил все эти дни когда ехал в санях по о(т,тт)аявшей дороге вдыхая пьянящий мартовский воздух (с,з) десь у околицы обычного (не)приметного русского села пр…обрело особую красоту и силу. Он увидел (с,з)десь то чего ждал что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст. Задания. 1. Выпишите из слов со скобками наречия, раскройте скобки. 2. Выпишите все слова с приставкой ПРИ. Произведите их морфемный разбор. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания. 4. Выпишите третье предложение текста. Обозначьте грамматические основы, части предложения и средства связи частей. Определите виды придаточных. 5.Кто такой Саврасов? Чему посвящено его творчество?
-
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 10-11 КЛАССАХ СОСТАВЛЯЮТСЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
-
Пример карточки для 10-11 классов
А) Александр отказывался от всех переговоров потому что он лично чу…ствовал себя оскорбле(н,нн)ым. Б) И так точно, вследстви… своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, учас…ники этой войны. В) Наполеон начал войну с Россией потому что он н… мог н… приехать в Дрезден, н… мог н… отуманит(?)ся почестями. Г) Провидение заставляло всех людей , стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата о котором (н…) один человек (н… Наполеон, н… Александр, н… еще менее кто-либо из учас…ников войны) н… имел н… малейшего чаяния. (По Л.Н.Толстому.) ЗАДАНИЯ. Внимательно прочитайте предложения. Расположите их в такой последовательности, чтобы получился текст. Спишите полученный текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя необходимые буквы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Обратите внимание на смысловое, интонационное и пунктуационное выделение причинного значения в этих предложениях. Выпишите из предложения Б) слово, образованное приставочным способом, произведите его морфемный и словообразовательный разбор. Выскажите в 4-5 предложениях свое мнение по поднятой в полученном тексте проблеме.
-
Много очень полезного и интересного материала для комплексного анализа текста содержится в пособии Т.М.Пахновой « Русский язык. Комплексная работа с тек стом .9-11 классы». Задания направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста , увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис.
-
Текст №117.
Перестройка изменила не сам русский язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка и между сферами его употребления. Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. Оказывается, что почти каждый может выступать публично, а некоторые еще и обязаны. Сегодня политические деятели различаются не только внешностью, взглядами , но и языком. «Языковые портреты политиков стали обязательной частью их образа, инструментом в политических кампаниях и даже объектом пародирования. Публичная речь во многом стала отражением индивидуальности, как, вообще говоря, и должно быть. Таким образом, социальных различий в речи теперь меньше, а индивидуальных больше. (М.Кронгауз. Из статьи «Язык мой – враг мой.) Задания к тексту: Определите стиль текста. Объясните значение слова пародирование. Сравните слова компания-кампания. Придумайте с ними предложения. Напишите сочинение на тему «Языковой портрет…», укажите в названии конкретное лицо, речевая характеристика которого является отражением его индивидуальности Приведите примеры. Сделайте выводы.
-
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫх СПОСОБОВ В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ с ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
-
УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ, АВТОРСКИЙ, ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – ЭТО И ЕСТЬ КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.