Содержание
-
МЕТОДИКА ПЕРЕСКАЗА СКАЗКИ
Воспитатель Норкина Елена Олеговна
-
Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе
-
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
Пересказ– это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
-
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА
Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
-
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ СКАЗОК ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
1. должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей 4. написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, прямую речь 2. быть доступными по содержанию 5. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий 3. быть доступными по объему
-
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА
подробный (близкий к тексту) краткий (сжатый) выборочный с перестройкой текста с творческими дополнениями
-
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ1. Осмысленность(полное понимание текста)2. Полнота передачи произведения (отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения) 3. Последовательность и связность пересказа4. Использование словаря и оборотов авторского текста5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа
-
СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА
1. Вводная часть Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка 3. Беседа по содержанию произведения, направленная на анализ и запоминание текста 2. Первичное чтение произведения. Сообщение названия, автора, жанра. Чтение без установки на запоминание 5. Пересказы детей. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ 6. Заключительная часть занятия. Приемы: драматизация произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра
-
Методы и приемы обучения пересказыванию
Средняя группа Пересказ коротких сказок.
-
В нашей средней группе №3, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
-
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа; наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
-
Приемы, работы над текстом произведения:-беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);-выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;-выделение из текста фраз к каждой картинке;-придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;-частичный пересказ во время беседы (пересказывают -особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);-составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
-
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов: Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
-
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.