Содержание
-
Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯАМУРСКОЙ ОБЛАСТИ«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность: 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна г. Благовещенск
-
Понятие, значение пересказа литературных произведений на развитие детей Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Значение пересказа в формировании монологической речи: качественное и количественное обогащение словаря ; употребление обобщений в активной речи; формирование грамматического строя;
-
усвоение структуры связных высказываний; развитие способности к речевому самоконтролю; активизация познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, представления; закрепление правильного произношения; усвоение структуры связных высказываний; развитие способности к речевому самоконтролю.
-
Вопросы обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений в трудах педагогов и учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития
-
Требования к произведениям для пересказа произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;
-
иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).
-
рассказы К. Д. Ушинского
-
рассказы Л. Н. Толстого
-
рассказы М. Пришвина
-
Рассказы В. Бианки
-
рассказы Е. Чарушина
-
рассказы В. Осеевой
-
рассказы Н. Калининой
-
Виды пересказа подробный или близкий к тексту (главным образом,используется в детском саду); краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
-
Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
-
осмысленность (полное понимание текста); полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения; последовательность и связность пересказа; Требования к пересказам детей таковы:
-
использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами; плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз; выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
-
Подготовка воспитателя к занятию по пересказу литературных произведений состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
-
Методика проведения, структура занятия I. Вводная часть. 1.1. Внесение и рассматривание портрета писателя (рассказ воспитателя о писателе, дидактические игры/ упражнения по РР, рассматривание картины, загадывание загадок, вводная беседа/ вводный вопрос, сюрпризный момент). 1.2.Тематическая пальчиковая физкультминутка. Тайц Яков Моисеевич
-
II. Основная часть. 2.1.Сообщение темы занятия. 2.2.Первичное чтение произведения воспитателем. 2.3.Беседа по содержанию произведения: а) вопросы к детям (использование схем - мнемотаблиц); б) словарная работа; в) рассматривание иллюстраций/ театра; г)индивидуальная работа над выразительной речью детей. 2.4. План пересказа (для стар. дош. возраста).
-
-
2.5. Повторное чтение произведения с установкой на пересказ. 2.6. Пересказ произведения детьми (отражённый пересказ; по частям; по ролям; от лица персонажа; сопряжённый пересказ). 2.7. Индивидуальная работа (подсказ слова, фразы; указания; отраженная речь). 2.8. Драматизация отрывка из произведения (сказки).
-
2.9. Процессуальная оценка. 2.10. Физкультминутка для снятия общего утомления, напряжения глаз; психогимнастика/ танцевальные движения. III. Заключительная часть. 3.1. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация или (чтение ранее разученных стихов, разучивание или повторе пословиц, чистоговорок / скороговорок; дидактические игры или упражнения по РР; загадывание загадок; драматизация отрывков из литературных произведений). 3.2. Рефлексия.
-
Домашнее задание Подобрать произведения для пересказа (для одной из возрастной групп). Составить вопросы для беседы по пересказу произведения.
-
Источники 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – м., 2001. 6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004.
-
Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна 7. Короткова О.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. 8. Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4; Хрестоматия. Пермь, 2001. С. 76.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.