Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Консультация для воспитателей на тему: «Методика развития связной речиу дошкольников». Гафурова Р.Ф. учитель-логопед
-
Понятие связной речи
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений); единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки; Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника; Развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
-
Ситуативная и контекстная речь
Ситуативная речь – связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Контекстная речь – её содержание понятно из самого контекста, требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
-
Две основные формы связной речи
Диалогическая речь Монологическая речь
-
Диалог
Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией
-
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость; Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной; Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками; Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише.
-
Методы и приемы обучения диалогу
Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми; Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему; Используется прием словесных поручений; Эффективный метод – дидактическая игра; Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги.
-
Монолог
Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
-
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация). Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим. Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания.
-
Типы монолога
Описание – характеристика предмета в статике; Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях; Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства; Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов.
-
Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией; Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности; Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях. Типы монолога (по источнику высказывания)
-
Типы монолога (по ведущей психической деятельности)
Рассказывание по зрительному, осязательному, или слуховому восприятию – носит описательный характер, дети рассказывают опредметах и явлениях, которые видят в данный момент; Рассказывание по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее; Рассказывание по воображению – творческие рассказы детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.