Содержание
-
Методика развития связной речи
Рассказывание по игрушкам
-
Обучение монологической речи, виды игрушек:
· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); · сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; · наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
-
Виды занятий по игрушкам
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа (является отгадывание и составление загадок детьми). Вид описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми.
-
2. Сюжетные рассказы(повествования). Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки.
-
Методика обучения монологической речи
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.
-
Игрушки для занятий
Игрушки должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение.
-
Методика обучения монологической речи
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.
-
Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения.
-
У детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Структура высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику . Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.
-
Методика обучения монологической речи
В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи.
-
Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.
-
Методика обучения монологической речи
В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков: Соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке») Рассказ по одной игрушке, ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.
-
Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность, неудачные моменты), мотивация заданий (рассказать, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то).
-
Методическое пособие
игры-занятия с игрушками , разработанные Э. П. Коротковой (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982).
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.