Презентация на тему "Монолог. Диалог"

Презентация: Монолог. Диалог
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Монолог. Диалог" по русскому языку. Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 3-6 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.11 Мб.

Содержание

  • Презентация: Монолог. Диалог
    Слайд 1

    Монолог - это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.Диалог– форма речи, представляющая разговор двух или нескольких лиц. (В последнем случае используется термин «полилог»)

  • Слайд 2

    Текст монологический – это текст, поданный от первого лица или лица – наблюдателя со стороны; также текст, поданный от лица неопределенного или безличностно. Диалогический текст обычно бывает представлен как сочетание реплик, принадлежащих разным лицам.

  • Слайд 3

    Собственно диалог может существовать как:

    Самостоятельный публицистический текст Философский жанр Основная форма речи в драматических произведениях Диалогические вкрапления в виде речи персонажей в текстах художественной прозы

  • Слайд 4

    Классический пример включения диалога в монологическое повествование:

    За дверью стоял Благов. Я удостоверил его личность. Жора впустил его в магазин и сказал, что часа через два он придет к нам погреться и попить кипятку. – Вот что, – сказал Благов. – Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы. – Что же поделаешь! – ответил я. – Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, потому что возвращаться домой, на Лонжерон, невозможно – наверняка разденут. И при вас я пройдусь по рукописи. – Что значит «пройдусь»? – спросил я. – «Пройтись» – это значит выправить. – Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова. – А что же вы сделаете? – А вот увидите. В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. [...] (К. Паустовский. Золотая роза).

  • Слайд 5

    Формы диалога

    открытая Может использоваться в текстах научно-популяхных, для создания некоторой сюжетности скрытая Может использоваться в монологических текстах разных видов: художественный, газетный, научный, учебный

  • Слайд 6

    Диалогичность нехудожественного текста представляется особыми средствами выражения, которые помогают автору направить свой текст на читателя, часто эти речевые средства служат цели установления контакта с читателем, они имитируют задушевность беседы с ним, дают возможность автору акцентировать внимание читателя на важных вопросах.

  • Слайд 7

    Средства диалогизации : это вопросно-ответные комплексы; различные обращения к читателю; приобщение его к совместному размышлению, действию; вводные и вставные конструкции; различные формы выражения побуждения; способы выражения предписания, рекомендации, прямо направленные на читателя; экспликации предполагаемых реакций читателя на сообщаемое автором и др.

  • Слайд 8

    Например: Так что же представляют собой эти загадочные вещества, называемые учеными по-разному – наркотиками, галлюциногенами, фантастиками, психотомиметиками, психодислептиками (у юристов, конечно, существует строгий перечень веществ, которые относятся к наркотическим). Почему разговоры о них не умолкают в течение веков? Почему и сейчас газеты и журналы всего мира пишут о наркомании как об одном из главных социальных зол? Вызвать нарушение поведенческих и психических процессов можно с помощью самых различных соединений, действие которых необязательно направлено строго на функцию головного мозга. Практически отравление любым ядом приводит к тем или иным изменениям в сознании, настроении, способности ориентироваться в окружающей среде. Однако особое внимание психофармакологи уделяют соединениям, которые вызывают сдвиги в психической и эмоциональной сферах (С. Титов. Сирены, поющие в мозгу).

  • Слайд 9

    Так скрытый диалог «автор – читатель» может присутствовать в монологически построенном тексте, когда возникает желание и необходимость активно воздействовать на читателя. Автор словно рассчитывает на реакцию читателя, она нужна ему не только для того, чтобы убедить в чем-то читателя, но и для того, чтобы укрепиться самому в своем собственном мнении.

  • Слайд 10

    С другой стороны, монологический и диалогический тексты могут совмещаться в рамках иных литературных форм. Например, драматургические тексты могут включать в себя монологи, которые встраиваются в систему реплик, являя собой своеобразный жанр в жанре (вспомним хотя бы монологи Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова).

  • Слайд 11

    Художественный текст Прозаический Стихотворный это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает это речь периодическая, ритмически организованная

  • Слайд 12

    Единицы членения стихотворного текста строка строфа четверостишие (или двустишие).

  • Слайд 13

    Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места – это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые – неударные. Проза – речь, не связанная метром и рифмой. !!!Стихотворная речь и прозаическая – не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны.

  • Слайд 14

    Особенности стихотворного текста использование фигур: анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы. Особую значимость приобретает стихотворный синтаксис. Он условен, деформирован, подчинен не структуре предложения, а ритму. В синтаксисе реализуется интонация, метрика. Стихотворная фраза – это явление ритмико-синтаксическое, ритму подчиняется и порядок слов Ритмическая форма стиха – это закрепленные в размере эмоциональные интонации. Смысловая сложность. Смысловая двуплановость и многоплановость. За внешним текстовым образом всегда стоит глубинный внутренний смысл.

  • Слайд 15

    Художественная проза Классическая основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей; преимуществу эпична, интеллектуальна. Орнаментальная основана на ассоциативно-метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями.

  • Слайд 16

    Стилистика орнаментальной прозы: обращение к простонародной стихии языка (Н. Лесков); чрезмерной метафоричностью, образностью (ранний М. Горький); повышенной эмоциональностью, доходящей до восторженности (некоторые части произведений Н. Гоголя); тяготением к словотворчеству (А. Белый). синтаксис чаще ритмизированный, воссоздающий черты поэтической речи

  • Слайд 17

    Пример орнаментальной прозы. Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» использует многочисленные повторы, поэтические определения, восклицания, призывы, выражающие восторг: Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки! Сизые с морозом. Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради Бога на них, особенно если он станет с кем-нибудь говорить, взгляните сбоку: что за объедение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! [...] Прекрасный человек Иван Иванович! Прекрасный человек Иван Иванович!

  • Слайд 18

    Стихотворный текст может приобретать прозаические черты. Цельпрозаизации художественного текста, в том числе и прозаического, – достичь правдоподобия, приблизить к обыденному, земному, реальному. Правдоподобие достигается, как правило, обращением к различным отклонениям от литературной нормы в языке. Эти отклонения : речь диалектная, речь неграмотная, речь простонародная, жаргонная, социально ограниченная, речь табуированная, обсценная.

  • Слайд 19

    Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образуеткреолизованный (смешанного типа) текст

  • Слайд 20

    Креолизованные тексты с частичнойкреолизацией с полной креолизацией

  • Слайд 21

    Текст с частичной креолизацией Вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание находим часто в газетных, научно-популярных и художественных текстах.

  • Слайд 22

    Текст с полной креолизацией Большая спаянность, слияние. Между вербальным и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения Такая зависимость наблюдается в рекламе (плакат, карикатура, объявления и др.), а также в научных и особенно научно-технических текстах.

  • Слайд 23

    Единый образ креолизованного текста как объекта вербальной и визуальной коммуникации создают изобразительный ряд в виде иллюстраций художественно-образных, декоративных, познавательных Вербальный компонент

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке