Содержание
-
«Нейропсихологический подход в решении вопросов своевременного выявления детей группы риска»
-
Критерии оценки возможного отклонения в поведении 1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка 2. Длительность сохранения расстройства 3. Жизненные обстоятельства 4. Социокультурное окружение 5. Степень нарушения 6. Тип симптома 7. Тяжесть и частота симптомов 8. Ситуационная специфичность симптома 9. Изменение поведения
-
Категории детей «группы риска» Дошкольники «группы риска» : 1. Нарушения поведения: - Агрессивность - Вспыльчивость - Пассивность - Гиперактивность 2. Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, ЗПР, обусловленной определенной органической недостаточностью ЦНС, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости. Младшие школьники «группы риска» : 1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) 2. Леворукие дети 3. Эмоциональные нарушения: • агрессивные, • эмоционально-расторможенные (на все реагируют слишком бурно) • слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.
-
Демонстративные дети Демонстративность- особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. В основе повышенная потребность во внимании к себе. Утрированные эмоции служат средством достижения главной цели обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостатоквнимания взрослых к детям. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.
-
Типы демонстративности: Детское кривляние имеет 2 закономерности: А) ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда,когда они обращают на него внимание. Б) когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. Причины: 1). поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых (родители практически не общаются, общаются мало или формально, если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет). 2). Кривляние является способом выйти из под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать (распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителями, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям); 3). Желание ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность» .
-
Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого - педагогической помощи с учетом нейропсихологического подхода. - Не стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер и перейти в клиническую истерию. - Отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) – одно из первых условий преодоления демонстративности. - Отказ от соревновательного начала в играх и занятиях. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. - Объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. - Найти возможность самореализации. - Но самое главное снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. - «Негативист» . Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Отказ от ярких эмоциональных реакций, ибо их то ребенок и добивается.
-
Агрессивное поведение Источники: 1. Биологические аспекты. 2. Социальные аспекты: Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и символических. Сюда, в частности, относятся факты демонстрации сцен насилия с экранов телевизоров, что, несомненно, способствует повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
-
Критерии агрессивности Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении стойко проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. (иногда выделяются 6 признаков.
-
Работа воспитателей и специалистов с данной категорией детей должна проводиться с учетом нейропсихологического подхода в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
-
Гиперактивные дети. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев): Гиперактивность Ребенок: ◦ суетлив, не может сидеть спокойно; ◦ вскакивает с места без разрешения; ◦ бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях; ◦ не может играть в тихие игры, отдыхать. 2. Импульсивность Ребенок: ◦ выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. ◦ не может дождаться своей очереди
-
Особенности лечения СДВГ Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и коррекцию с учетом нейропсихологического подхода. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, специалиста, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход коррекции.
-
Нейропсихологический подход предлагает схему комплексной многоуровневой коррекционной помощи детям с СДВГ - Первый уровень метаболический предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса. - Второй уровень нейропсихологический включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка. - Третий уровень включает комплекс развивающих игр. -Четвертый уровень поведенческий предполагает отработку желаемых моделей поведения.
-
Тревожные дети - Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. -Тревога - это эпизодические беспокойства, волнения,проявления. -Тревожность является устойчивым состоянием.
-
Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
-
Основные направления работы Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.