Презентация на тему "Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц"

Презентация: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.72 Мб). Тема: "Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц". Предмет: русский язык. 19 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц
    Слайд 1

    «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц»

    Тюменская область, с. Омутинское МАОУ ДОД детский сад «Сказка» Воспитатель: Осинцева Вера Антоновна Из опыта работы.

  • Слайд 2

    К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

  • Слайд 3

    Что такое мнемотехника.

    Мнемотехника- это технология развития памяти Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

  • Слайд 4

    Суть мнемосхемзаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Приёмы мнемотехники : - Модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения); - картинография; - коллажи; - планы-схемы; - мнемотаблицы.

  • Слайд 5

    Мнемотаблицы - схемыслужат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.обогащения словарного запаса,описания предметов, картинок, картин при обучении составлению рассказов,при пересказах художественной литературы,при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

    Я их использую для:

  • Слайд 6

    Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Одновременно решают следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

  • Слайд 7

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

  • Слайд 8

    светит, греет, лучится, сияет и т. д

    растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое ? светит, греет, лучится, сияет ? ? Формирование словаря Какой? какая? что делает? … ?

  • Слайд 9

    - через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;   - через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.); - через символ «рот» — вкусовые ощущения через символ «ухо» — способы обнаружения предмета. И т.д.

  • Слайд 10

    Простейшие символы в мнемотехнике

  • Слайд 11

    Тема « Игрушки».

    Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. Машина сделана из железа. У неё есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4.Образцы материала. (Из какого материала сделана игрушка?) 5. Детали . (Назови ее детали.) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

  • Слайд 12

    СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце. (Времена года: весна и лето.) Луг. (Насекомые на лугу.) Улей. (Пчелы.) Муравейник. (Муравьи.) Бабочка. (Стадии развития бабочки.) Человек. (Какую пользу приносят насекомые?)

  • Слайд 13

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Содержание символических изображений: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «птицы», «звери», «люди».

  • Слайд 14

    Составить рассказ о своей семье. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?) Меня зовут Соня. Моя мама Елена Викторовна, а папа — Николай Анатольевич. У меня есть старшая сестра Катя. Мама работает в школе а папа бухгалтером. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк . Они помогают мне . Я очень люблю мою семью.

  • Слайд 15

    Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

  • Слайд 16

    Результаты

    у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

  • Слайд 17

    Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Источники

    ТКАЧЕНКО Т.А. Формирование и развитие связной речи.Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. ТКАЧЕНКО Т.А. Т48 Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. Байкова С.В. Развитие связной речи посредством моделирования[Текст]/ С. В. Байкова .- СПб:КАРО, 2005. http://doshvozrast.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке