Содержание
-
Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложения
-
Часть 1.
Сжатое изложение представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Объём изложения- не менее 70 слов. Без этого вида работы невозможно представить систему развития речи в современной школе. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьников и сосредоточения на правописных нормах, но, прежде всего, отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста.
-
Условия успешного выполнения данной речевой задачи.
Полноценное понимание исходного текста. Владение навыками сжатия текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. Учащиеся испытывает большие затруднения при чтениии понимании текста, что неизбежно влечёт за собой коммуникативные неудачи при создании своих текстов.
-
Определение изложения
«Сжатое изложение наиболее трудный и в то же время конечный вид работы, способствующий развитию логического мышления, так как он требует от учащихся умения отличать главное от второстепенного, выделять существенное из общего». Баринова Е.А
-
Памятка для работы над сжатыми изложениями
Прочитайте текст Определите его главную тему( о чём он?) Подумайте о его главной мысли Выделите его основные части Составьте план Определите способ сокращения Объедините части Составьте план сжатого изложения Отметьте существенное в каждой части Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения Предполагается, что учащийся может использовать различные приёмы компрессии исходного текста- как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.
-
Содержательные приёмы компрессии текста
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации Свёртывание исходной информации за счёт обобщения( перевода частного в общее)
-
Основные языковые приёмы компрессии текста
Замена. Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена фрагмента предложения синонимным выражением Замена предложения или его части указательным местоимением Замена предложения или его части определённым или отрицательным местоимением с обобщающим значением Замена СПП простым II. Исключение. Исключение повторов Исключение фрагмента предложения Исключение одного или нескольких синонимов
-
III. Слияние нескольких предложений в одно. Образование СП путем слияния смежных предложений, повествующем об одном и том же предмете речи. Пример. Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. ( Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.) 2. Перевод прямой речи в косвенную. Пример. Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра. Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр. Тут недалеко. Подымаешься по склону- там и домик. Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофёр попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко.
-
Итак, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Какой бы программой ни руководствовался учитель комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. при этом нельзя забывать о том, что подобные умения формируются как общеучебные при изучение других предметов. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передавать полученную информацию.
-
Упражнения по подготовке к написанию сжатого изложения
В этих упражнениях рассмотрена техника сжатия текста, показаны не смысловые части, которые без особого ущерба для содержания можно сократить. Представлены в методической литературе. «ГИА выпускников 9 классов в новой форме». Русский язык, 2010 ФИПИ. Авторы- составители: И.П. Цыбулька, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Г.В. Москва «первое сентября» 2002г. Д.А. Хаустова. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. В обучении сжатому изложению помогут задания основой, которых являются трансформация, дополнения, моделирование текста. В упражнениях внимание в основном уделено разделению информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. При обучении сжатому изложению необходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста.
-
Методические приёмы при написании сжатого изложения
Постановка вспомогательных глаголов Запись на выбор начальных и связывающих предложений Толкование отношений между соединёнными законченными предложениями Демонстрация возможностей средств связи- союзов, соотносительных слов Такие виды заданий учат детей охватывать целые комплексы мыслей, сообщаемых в соединениях законченных предложений. Подобные упражнения, как и упражнения по моделированию текста, интересны учащиеся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст, помогают совершенствовать умения выделить микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, отбирать лексические и грамматические средства для краткой переделки полученной информации. Организация работы по совершенствованию умений информационной переработки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении понимании текста, так и при создании ими собственных высказываний.
-
Основные подходы к проверке и оценки сжатого изложения
Сжатое изложение проверяет: Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное Умение письменно передать обработанную информацию
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.