Презентация на тему "Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема"

Презентация: Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.09 Мб). Тема: "Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема". Предмет: русский язык. 25 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема
    Слайд 1

    Одаренность дошкольников как психолого-педагогическая проблема учитель-логопед МАДОУ № 27 д.Савино С.М.Бельченкова

  • Слайд 2

    Одаренность дошкольников как психолого-педагогическая проблема

    1.Одаренность- специфическая особенность личности человека, характеризующаяся высокими врожденными способностями (способность – предпосылка эффективной деятельности). 2.Одаренность - способность человека демонстрировать высокие достижения в одной или нескольких сферах: Интеллектуальной Академических достижений Творческого и продуктивного мышления Общения и лидерства Художественной деятельности Двигательной сфере По Дж. Резнули Одаренность – совокупность трех характеристик: Интеллектуальных способностей Творческого подхода Настойчивости По Дж.Гилфорду и П. Торренсу: Признаками одаренности являются творческие способности и творческое (дивергентное) мышление на продуктивном уровне

  • Слайд 3

    По исследованиям отечественных психологов (Д.Б.Богоявленская, Н.С.Лейтес и др.) Одаренные дети бывают трех категорий: 1.Необыкновенно высокий общий уровень умственного развития при прочих равных условиях 2. Признаки специальной умственной одаренности в определенной области науки 3. Не достигшие успехов в учении, но обладающие ярко выраженной познавательной активностью, оригинальностью психического склада и незаурядными умственными резервами

  • Слайд 4

    Способности– это «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности и свойств, которые в процессе этой деятельности вырабатываются…» С.Л.Рубинштейн 3 признака способностей по Б.М.Теплову: Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого Только те особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обеспечивают быстроту их приобретения. Скорость и качество____ цена ________Успех__________ Субъективная трудность По В.Д. Шадрикову специальных способностей не существует ! Способности обеспечивают: 1.Приобретение знаний 2.Пребразование и сохранение знаний 3.Применение знаний

  • Слайд 5

    Творчество – акт преобразования среды (для сравнения: интеллектуальное поведение – открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида.) Несколько точек зрения на творчество: Творческих способностей нет ! Главную роль в творческом акте играют мотивации, ценности, личностные черты (Маслоу, Олох, Танненбаум) Творческие способности адекватны высокому интеллекту. (Термен, Кокс) Творческая способность (креативность) – самостоятельный фактор, независимый от интеллекта. Творческие способности, хотя и не связаны напрямую с интеллектом, творчество не возможно при IQ ниже 115, при IQ выше 120 творчество становится независимой величиной (нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью) (Гилфорд,Тейлор, Пономарев)

  • Слайд 6

    Параметры креативности по Дж. Гилфорду: Способность к генерированию большого числа идей Способность к обнаружению и постановке проблем Гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей Оригинальность-способность отвечать на раздражители нестандартно Способность усовершенствовать объект, добавляя детали Способность решать проблемы (анализ + синтез)

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Характерные качества людей, обладающих творческими способностями (одаренностью)

    1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память. 3. Были увлечены своим делом, энергичны. 4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 5. Умели контролировать себя. 6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

  • Слайд 9

    Характерные черты познавательной сферы одаренных детей

    Любознательность ( в отличие от любопытства) (Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Для любознательности важны чувства и мотивы. У большинства детей любопытство так и не перерастает в любознательность.) Сверхчувствительность к проблемам способность удивляться и видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным. Умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность) стремление к постоянному углублению в проблемы (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Высокий уровень развития логического мышления Вместе с тем, ряд исследователей считают, что логика губит творчество. Единого взгляда на эту проблему пока нет. Высокая концентрация внимания Выражается это высокой степенью погруженности в задачу и возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

  • Слайд 10

    Повышенный интерес к дивергентным задачам (Так называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов.) Оригинальность мышления Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Гибкость мышления Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи. Легкость генерирования идей (продуктивность мышления) Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества. Легкость ассоциирования Способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Способность к прогнозированию Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Отличная память Это качество отмечено у 100 % одаренных детей! Способность к оценке Это производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

  • Слайд 11

    Характерные черты одаренных детей

    Упорство в достижении цели. Готовность работать часами, пока не будет достигнут результат. Широта интересов. Желание попробовать себя в разнообразных сферах деятельности. Стремление к самоактуализации Стремление раскрыть свой внутренний потенциал (поиски себя) Перфекционизм Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Самостоятельность Это: независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения и ответственность за свои поступки и их последствия, а также внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Социальная автономность Малая степень желания следовать социальным нормам и образцам (нонконформизм) Эгоцентризм Отсутствие понимания, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Лидерство Характерно для 70 % одаренных детей

  • Слайд 12

    Соревновательность Через соревнование ребенок формируется собственное представление о своих возможностях,. Повышенная уязвимость. Источником ее является сверхчувствительность, связанная с особенностями интеллектуального развития. Творческое восприятие случайностей Умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств-черта человека с высокими умственными способностями. Юмор Способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях - характеристика творческого человека.

  • Слайд 13

    Примеры детского юмора, свидетельствующего об одаренности

  • Слайд 14

    Особенности гениальных людей в детстве

    В детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики: - 90 %из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться; - 75 %выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны; - 90 %из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям; - 75 %были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворе- ние от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

  • Слайд 15

    Григорий Перельман-гениальный математик

  • Слайд 16

    Юное дарование Андрей Холопин

  • Слайд 17

    Британский композитор и дирижер, четырнадцатилетний Алекс Прайор представил в Москве балет собственного сочинения "Маугли" по мотивам произведения Редьярда Киплинга. Премьера его первого балета состоялась в московском театре "Новая опера" в рамках "Летнего фестиваля балета". Его сравнивают с Моцартом и Шопеном из-за его молодости и гениальности. Мнения критиков разделились: одни считают, что он – вундеркинд, другие – что природный феномен. По сведениям британской газеты The Daily Telegraph. Прежде чем балет отправится на международные гастроли, он будет показан в Кремле и Большом театре

  • Слайд 18

    В Германии юный композитор Леон Бухе пишет симфонию "Гарри Поттер". 12-летний вундеркинд из Берлина считает, что каждая глава книги Дж. К. Роулинг о маленьком волшебнике обладает своей музыкальной темой, а у всех персонажей есть своя мелодия, сообщает Ananova.com.

  • Слайд 19

    Статья из американской газеты «ВашингтонПост»

    2-летняя девочка вошла в число 2% умнейших людей планеты Джорджия Браун стала самым молодым членом женского пола британского отделения организации Mensa International, которая объединяет по всему миру людей с высоким IQ. Согласно тестам, ее IQ сщставляет 152 балла. В Британии двухлетняя девочка поразила экспертов, набрав в тесте на коэффициент интеллекта 152 баллов, благодаря чему она вошла в число 2% самых умных людей планеты, сообщает "ФактNews". Джорджия Браун из города Альдершот в Гемпшире стала самым молодым членом женского пола британского отделения организации Mensa International, которая объединяет по всему миру людей с высоким IQ. Психолог Джоан Фриман, которая тестировала Джорджию, заявила, что девочка могла бы достичь и более высокого результата, но ей пришлось лечь спать после 45 минут тестов. Мать Джорджии, Люси Браун, давно заметила, что ее дочь потрясающе быстро развивается. В пять месяцев она уже ползала, в девять – ходила, а в 18 начала разговаривать. Родители обратились к психологам, чтобы они проверили IQ дочери. "Ей два года и девять месяцев, а она отвечает на вопросы, на которые не могут ответить пяти- и шестилетние. Больше всего меня поразило, как она копировала окружность. Большинство двухлеток не могут этого сделать, а она нарисовала идеальную. Она набрала 152 балла, но, думаю, могла набрать и больше, просто она очень устала. Концентрироваться на 45 минут в таком маленьком возрасте – это удивительно", - говорит Джоан Фриман. В Mensa подтвердили, что Джорджия на данный момент является их самым молодым членом и самым молодым членом женского пола за всю историю организации. Самым молодым членом Mensa был мальчик, которого приняли в ряды гениев в 90-е годы. Тогда он был на несколько дней моложе, чем Джорджия сейчас. Mensa International объединяет 100 тысяч человек в 50 странах мира. Наиболее крупные отделения существуют в США – 50 тысяч человек и Великобритании – 25 тысяч В России отделения Mensa пока нет.

  • Слайд 20

    Направления работы с одаренным ребенком

  • Слайд 21

    Первичная диагностика одаренности

    1.Познавательные характеристики : 1.1Обладает необычно большим запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, сложностью {1 2 3 4} 1.2.Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам {1 2 3 4} 1.3.Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию {1 2 3 4} 1.4. Легко схватывает причинно-следственные связи. Задает много вопросов «Как?», «Почему?», а не только уточняет «Что?» {1 2 3 4} 1.5 Хороший наблюдатель. Видит больше, чем другие в фильме, рассказе {1 2 3 4} 2. Мотивационные характеристики 2.1 Полностью «уходит» в определенные темы и проблемы. Настойчиво стремится завершить начатое. {1 2 3 4} 2.2 Легко впадает в скуку от обычных заданий. {1 2 3 4} 2.3Стремится к совершенству отличается самокритичностью. {1 2 3 4} 2.4 Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя. {1 2 3 4} 2.5 Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуацию. {1 2 3 4} 3. Лидерские характеристики 3.1 Проявляет ответственность: делает то, что обещает {1 2 3 4} 3.2 Уверенно чувствует себя с ровесниками и со взрослыми {1 2 3 4} 3.3 Ясно выражает свои мысли и чувства. Хорошо и понятно говорит {1 2 3 4} 3.4 Любит находиться с людьми. Общителен {1 2 3 4} 3.5Имеет склонность к доминированию Часто руководит делом, в котором участвует {1 2 3 4}

  • Слайд 22

    4. Творческие характеристики 4.1.Проявляет большую любознательность. Задает много вопросов {1 2 3 4} 4.2 Выдвигает большое количество идей. Предлагает нестандартные ответы {1 2 3 4} 4.3 Выражает свое мнение без колебаний. Радикален, Горяч в дискуссиях. Неуступчив. {1 2 3 4} 4.4 Любит рисковать имеет склонность к приключениям {1 2 3 4} 4.5 Имеет склонность к игре и затеям. Фантазирует. Придумывает. {1 2 3 4} 4.6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в сложных ситуациях {1 2 3 4} 4.7 Чувствителен к прекрасному. Обращает внимание на эстетические стороны жизни. 4.8.Не подвержен влиянию группы Приемлет беспорядок. Не боится отличаться от большинства {1 2 3 4} 4.8 Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критики {1 2 3 4} «1» - почти никогда не наблюдаю характеристики «2» - наблюдаю характеристику время от времени «3» - характеристика наблюдается довольно часто «4» -характеристика наблюдается практически постоянно. Суммировать баллы по каждому виду характеристик и найти % от максимально возможного числа баллов по разделу.

  • Слайд 23

    Учебные программы для одаренных детей

    1. Введение в программу широких вопросов, тем и проблем, требующих междисциплинарного подхода в изучении. 2.Включение вопросов углубленного изучения по желанию учащихся 3.Уделение внимания развитию способности самостоятельно работать, типа умений «учись учиться» 4.Ориентировка на развитие продуктивного абстрактного мышления (напр. в технологии развития критического мышления) . 5.Насыщенность заданиями открытого типа 6.Развитие исследовательских умений 7. Наряду с развитием высших умственных операций уделение внимания развитию базовых умений 8.Поощрение результатов, бросающих вызов существующим взглядам (новые идеи) 9. Поощрение разнообразных форм использования полученных результатов в жизни 10. Поощрение интроспективных способностей («я как», «я в отличие от») 11. Оценивание результатов на основе критериев (рефлексивный анализ результата)

  • Слайд 24

    Двенадцать стратегий обучения творческости по Р. Стернбергу

    Быть примером для подражания Поощрять сомнения, возникающие по отношению общепринятым предположениям и допущениям. Разрешать делать ошибки. Поощрять разумный риск. Включать в программу обучения разделы, позволяющие проявить творческие возможности. Давать и проверять домашние задания на творческом уровне. Поощрять умение находить и формулировать проблемы. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности. Предоставлять время для творческого мышления. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческого человека. Стимулировать дальнейшее развитие. Стимулировать поиск соответствия между творческой личностью и средой.

  • Слайд 25

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке